Автор: Джоанна Плучинска и Анджело Аманте
ЛОНДОН/РИМ (Рейтер) - Покупка Lufthansa миноритарной доли в убыточной итальянской авиакомпании ITA Airways придает новый импульс волне консолидации на фрагментированном авиационном рынке Европы, которая может привести к росту числа национальных перевозчиков среднего звена.
О немецкой группе будут судить по тому, сможет ли она сделать бизнес-преемник Alitalia прибыльным в ближайшие годы, что потенциально создаст условия для того, чтобы крупные авиагруппы набросились на большее число национальных перевозчиков, ставших жертвами конкуренции.
"Это еще одно свидетельство того, что консолидация в европейской авиаиндустрии продолжается и, на мой взгляд, необходима", - заявил генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор о сделке на прошлой неделе.
"Успех зависит от масштаба и способности объединить мощь наших операций под одной крышей".
Португальская TAP, спасенная правительством во время пандемии, и скандинавская SAS, пытающаяся выйти из процедуры банкротства, с трудом конкурируют с такими недорогими конкурентами, как Ryanair и Wizz Air.
Lufthansa, Air France-KLM и владелец British Airways IAG заложили основу для потенциальных заявок на TAP, поскольку португальское правительство намерено продать его.
"У вас есть много других перевозчиков, которые работают там только из-за осознанной необходимости иметь перевозчика под национальным флагом - и они, вероятно, находят жизнь довольно трудной", - сказал авиационный аналитик Джеймс Холстед, управляющий партнер Aviation Strategy.
Аналитики утверждают, что в ближайшие годы рынок продолжит разделяться на два сегмента - три крупные авиагруппы, состоящие из Lufthansa, Air France-KLM и IAG, которые скупают более мелких национальных перевозчиков, и лоукост-гиганты, такие как Ryanair.
"Сделка Lufthansa-ITA - это операция, которая следует логике последних 25 лет в авиационном мире Европы, которая предполагает растущую интеграцию этих региональных и национальных перевозчиков", - сказал Андреа Джуричин из TRA Consulting.
Данные TRA Consulting показывают, что в 2018 году пять крупнейших перевозчиков Европы, включая Lufthansa и Ryanair, контролировали около 50% рынка, в то время как в Соединенных Штатах, где операторы консолидировались ранее, доля основных авиакомпаний составляла 86%.
Аналитики предупреждают, что те, кто не поглощен тремя более крупными группами, больше, чем когда-либо, рискуют просто исчезнуть.
"Они не смогут расти так, как другие, и поэтому потеряют долю, утратят привлекательность и будут тащиться дальше, пока не умрут", - сказал Холстед.
Сделка Lufthansa и другие, такие как поглощение Korean Air Lines авиакомпании Asiana Airlines, станут горячими темами на ежегодной встрече глобальной авиационной группы IATA в Стамбуле на следующей неделе.
НЕЛЕГКИЙ ПОДВИГ
Но изменить положение больной авиакомпании непросто, особенно с учетом того, что лоукостеры продолжают свою стремительную экспансию на таких рынках, как Италия и Восточная Европа.
По мере того как стоимость выбросов углекислого газа растет, а полеты становятся дороже, аналитики говорят, что лоукостеры станут более привлекательными для потребителей, что затруднит крупным компаниям спасение испытывающих трудности авиакомпаний среднего звена.
Давление на европейских перевозчиков, в частности, с целью заставить их использовать экологически чистое авиационное топливо (SAF), которое в пять раз дороже обычного топлива, вероятно, заставит экономичных потребителей чаще обращаться к бюджетным перевозчикам, считают аналитики.
В случае с ITA самой сложной задачей Lufthansa будет конкурировать с Ryanair, занимающей почти 40% рынка Италии, третьего по величине рынка Европы, и предлагающей достаточное конкурентное преимущество на рейсах средней и дальнемагистральной протяженности.
Давление усиливается и в Восточной Европе, поскольку Ryanair стремится к росту экономики и доли рынка в регионе в борьбе с венгерской Wizz Air.
"В Польше мы значительно опережаем (местную авиакомпанию) LOT и рассчитываем остаться там на некоторое время, мы продолжаем расти в Чехии, продолжаем расти во многих других странах Восточной Европы, и мы видим больше возможностей в этом регионе", - сказал представитель Ryanair. Финансовый директор Нил Сорахан в мае.
Тем не менее, итальянское правительство рассматривает сделку с Lufthansa как единственный путь вперед для ITA после многих лет убытков и безуспешных попыток обновить Alitalia.
"Перспектива остаться в одиночестве на таком рынке, как авиационный, - чистая иллюзия. Национальные интересы, безусловно, будут защищены", - заявил на прошлой неделе министр экономики Италии Джанкарло Джорджетти.
(Дополнительный репортаж Мари Маннес и Падрайка Халпина; редактирование Марком Поттером)