Практически любой взрослый человек хотя бы раз сталкивался с проблемой потери банковской карты. Сначала накрывает паника, но по прошествии некоторого времени появляются трезвые мысли. Поэтому надо знать, что делать, в такой ситуации. Правильный порядок действий в таких случаях поможет сохранить деньги.
Ситуация № 1. Карта потерялась или ее кто-то украл
Карта срочно блокируется. Иначе те, кто ее нашел, смогут оплатить ею покупку или снять наличные. Остановить движение средств через пластиковую карту можно по-разному:
- Выйти на связь с горячей линией банка. Ее номер всегда есть на официальном веб-ресурсе финансового учреждения.
- Номер экстренной связи с банком стоит заранее внести в список контактов телефона, чтобы иметь его под рукой.
- Через мобильное приложение. Это быстро и удобно, но только в том случае, если у вас есть доступ к интернету, приложение на вашем телефоне уже стоит и в нем предусмотрена возможность блокировки карты.
- В интернет-банке. Этот способ сработает, если у вас подключен интернет-банкинг и рядом есть одно из устройств с выходом в сеть. Надо зайти в личный кабинет и воспользоваться функцией «Заблокировать карту». Для подтверждения этого действия вы должны внести код из СМС, высланного банком на ваш номер.
- По СМС. В некоторых банках установлена система СМС-команд. После того как на короткий номер банка вы отправляете сообщение с кодовым словом (к примеру, «блокировка»), а затем отправляете сообщение с полученным в ответ кодом на банковский номер и подтверждаете ваше решение. Чтобы воспользоваться этим способом, надо заранее выяснить, предоставляет ли банк-эмитент эту услугу и какие кодовые слова в ней заложены.
- В отделении банка. Если вы случайно оказались недалеко от банковского офиса или вместе с картой пропал и смартфон, то вам придется написать заявление и предъявить паспорт.

Ваш банковский счет, к которому была прикреплена карта, остается доступным даже после ее отключения. Вы можете им воспользоваться, предъявив паспорт в отделении банка.
После дезактивации карты подается заявка на выпуск нового пластика.
Ситуация №2. Карта могла остаться дома
Что делать, если потерял карту дома – не помните, куда положили, или ребенок куда-то спрятал. Тогда блокировать ее полностью и заказывать новую пока нет необходимости. Есть два альтернативных способа защиты ваших денег до окончательного решения проблемы:
- Временное отключение карты в онлайн-банк, через контакт-центр.
- Установка нулевых лимитов на все виды транзакций (через приложение, личный кабинет, банковский офис).
Но такие услуги предусмотрены не во всех банках. Иначе придется пластик полностью заблокировать, а если он потом найдется – восстановить.
Ситуация №3. Карту «съел» банкомат и не отдает
Попробуйте отменить операцию, зажав кнопку «Отмена» (Cancel). Если терминал и после этого не выдал пластик, позвоните по указанному на нем номеру, сообщите специалисту контакт-центра о возникшей проблеме, назовите адрес или идентификационный номер терминала и оставайтесь рядом с устройством до приезда сотрудника технической службы банка.
Ситуация №4. Карту потеряли в другой стране
Сразу же постарайтесь заблокировать кредитную или дебетовую карту через приложение, интернет-банк, контакт-центр. Номер банка следует набирать в международном формате с кодом +7, звонок будет тарифицирован оператором сотовой связи. Чтобы продолжать пользоваться своим счетом, закажите в приложении виртуальную карту для оплаты покупок.
Ситуация №5. Карта потерялась вместе с телефоном
Ситуация очень нехорошая – злоумышленник вместе со смартфоном и картой получает доступ к целому ряду операций и может попытаться войти в онлайн-банк, оформить кредит, совершить перевод денег. Но для идентификации в личном кабинете одной только карты недостаточно. Банк потребует:
- паспортные данные и дату рождения;
- ответ на контрольный вопрос;
- кодовое слово, которое вы указали при заключении договора на банковское обслуживание.
Пока мошенник будет пытаться взломать ваш интернет-банк, вы должны заблокировать карту, позвонив в банк с любого другого телефона и сообщив для идентификации свои персональные данные.
Что делать, если мошенники все-таки успели снять деньги с вашей карты
В этом случае необходимо:
- все равно заблокировать карту;
- запросить банковскую выписку по последним операциям — в мобильном приложении или онлайн-банке;
- отправить банку-эмитенту уведомление о том, что оспариваемая транзакция мошенническая;
- написать заявление о краже банковской карты в полицию.

На то, чтобы оспорить транзакцию, у вас есть ровно сутки с момента ее совершения (списания средств с вашей карты). Банк ответит в течение 30 суток, если деньги сняли на территории России, и 60 суток, если транзакция прошла за границей, в том числе на счет в иностранном банке. Вы должны составить заявление по установленной форме банка-эмитента пластиковой карты и отправить его через онлайн-банк, по факсу или отнести в отделение лично.
Как контролировать все операции по карте
Чтобы мошенники не смогли добраться до ваших денег, следите за операциями по картам. В вашем договоре с банком прописано, каким способом финансовое учреждение должно информировать вас обо всех платежах.
Самое удобное – подключить СМС-оповещение. Тогда вы сразу обнаружите платеж, которого сами не делали, и сможете оперативно известить об этом банк. Услуга СМС-информирования платная, но вам решать, что важнее. К тому же ее стоимость вполне приемлемая.
Бесплатный вариант оповещения – письма обо всех операциях по e-mail. Но тогда вам придется ежедневно просматривать свою электронную почту и проверять все банковские письма.
В некоторых банках появилась новая услуга – push-уведомления через мобильное приложение. Они совершенно бесплатны, не переполняют память телефона и почту, но для их бесперебойного получения на смартфоне нужен интернет.