В 2022 году некоторые предприниматели серьезно задумались о переносе своих компаний в другие страны, поскольку в России изменился бизнес-климат. Переезд помогает освоить новые рынки сбыта, освободиться от давления санкций и привлечь дополнительные инвестиции. Переезд организации и ее сотрудников сегодня называют релокацией — о ней мы и расскажем в этой статье.
Релокация компании: налоговая и юридическая
Перенести компанию в другое государство можно с помощью:
- налоговой миграции;
- юридической миграции.
Налоговая миграция подразумевает изменение места налогового учета организации. То есть юридическое лицо, созданное в одной стране, должно начать платить налоги в другой. Для этого нужно прийти в свою налоговую инспекцию, выписаться из нее, уладить все финансовые вопросы. Заехав в другое государство, нужно зарегистрироваться как налогоплательщик уже там.
Полная юридическая миграция бизнеса — более сложный процесс. Для релокации в этом случае нужно ликвидировать юридическое лицо в России и регистрировать его заново за рубежом. Часто так релоцируются компании из сфер IT, консалтинга, онлайн-услуг, бьюти — для них переезд владельца равен переезду всего бизнеса.
IT-компании с штатом в 20 человек, решившей перебраться за границу, нужно сначала зарегистрировать бизнес в другой стране, а затем перевозить сотрудников с их семьями. Владельцу бизнеса важно перевезти то, с помощью чего он зарабатывает деньги, а именно «мозги». Большому производству переехать сложнее — у таких организаций менее мобильные активы. Поэтому чаще всего крупные компании предпочитают продавать, а перевозят в другие страны уже деньги.
Многие государства предлагают переезжающим компаниям особые условия релокации — например, бизнес может использовать стартап-визу. Страны, принимающие мигрантов, заинтересованы в том, чтобы привлечь инновационные проекты — они помогают развивать экономику. Если стартапу оформят визу, принимающая сторона поможет с переездом, оформлением необходимых документов, оптимизацией налогов. Визы для стартапов можно получить в США, Европе, Азии, Латинской Америке, Австралии.
Как выбрать страну для релокации
Переезд компании можно условно разделить на два этапа. На первом нужно понять, как юридически оформить релокацию, а на втором — как адаптировать бизнес-модель к новым условиям. Вы можете перенести организацию, сотрудников, оборудование за границу полностью или только открыть офис за рубежом, продолжая работать из России. Порядок действий и их количество зависят от целей бизнеса и законов страны, в которую собираетесь переехать.
При подготовке к переезду нужно проанализировать:
- бизнес-модель компании;
- условия открытия и ведения бизнеса в стране релокации;
- издержки на содержание компании, в том числе налоговую нагрузку;
- географическую близость места переезда к привычным временным зонам;
- необходимый уровень комфорта, личные предпочтения.
После того, как вы сформулируете требования к стране переезда, поймете, как перестроить бизнес под новые условия, вы сможете выбрать подходящее место для релокации.
Как оформить присутствие в другой стране
Чтобы законно находиться в другом государстве и работать, надо получить разрешение на проживание. Если вы добьетесь разрешения на временное проживание или даже получите гражданство, вам предстоит уведомить об этом российское министерство внутренних дел.
Оформить бизнес за рубежом можно в различных форматах, подходящих как для компаний, так и для индивидуальных предпринимателей. Учредителем может стать российская организация или физическое лицо из РФ. Помните: в других государствах формы ведения бизнеса могут отличаться от тех, к которым вы уже привыкли, поэтому стоит изучить новые правила заранее.
После того, как вы откроете счет в иностранном банке, вы должны будете сообщить об этом в российскую налоговую службу. Граждане РФ, которые проводят за пределами России более 183 дней в году, должны ежегодно отчитываться о движении денег по своим зарубежным счетам. Отчитываться о финансовых операциях за рубежом должны и российские компании.
Когда вы откроете бизнес за границей, вам предстоит перенести активы — например, деньги, ключевых сотрудников. При переезде также стоит оформить права на интеллектуальную собственность в другой стране. Порядок действий будет зависеть от типа компании и ее задач.