На каждый сектор экономики влияет фаза экономического цикла. Всего этих фаз четыре: подъем, пик, спад, депрессия. Наиболее чувствительные к переменам отрасли называют циклическими секторами, а наименее чувствительные — нециклическими. Какие отрасли являются циклическими, а какие нет? Как инвестору учитывать цикличность сектора при формировании портфеля? Разбираемся вместе с командой pro.finansy.
Какие секторы представлены на фондовом рынке
В сектор объединяют компании со схожими видами деятельности. Существует Глобальный стандарт классификации отраслей (ГСКО), согласно которому выделяют 11 различных секторов:
- Промышленность;
- Здравоохранение;
- Материалы;
- Энергетика;
- Потребительские товары повседневного спроса;
- Потребительские товары выборочного спроса;
- Финансы;
- Коммунальные услуги;
- Коммуникационные услуги;
- IT;
- Недвижимость.
Каждая отрасль зависит от фазы экономического цикла — эту зависимость называют цикличностью. Если самочувствие компаний в секторе сильно зависит от фазы, его считают циклическим. Если сектор чувствует себя примерно одинаково на любом этапе цикла, его можно отнести к нециклическим.
Возьмем, например, автомобили. В кризис спрос на них упадет — потребителю будет выгоднее использовать автобусы и трамваи, а не тратить деньги на бензин и ремонт машины. А вот спрос на продукты останется неизменным, какими бы тяжелыми ни были времена, — есть хочется всем и всегда.
Циклические и нециклические секторы: список отраслей
Циклическими секторами называют следующие:
- Промышленность. В отрасль включают компании, производящие различную технику и оборудование. Также к промышленным относят организации, обслуживающие бизнес, в том числе перевозчиков, логистические компании;
- Материалы. В эту группу включают предприятия, производящие химикаты, удобрения, строительные материалы, упаковку, древесину, металлические изделия. Также к отрасли относят организации, добывающие металлы (в том числе драгоценные), полезные ископаемые;
- Энергетика. Сюда входят компании по добыче, транспортировке и переработке нефти, газа и других видов топлива;
- Потребительские товары выборочного спроса. К сектору относятся производители товаров и услуг вторичной необходимости: одежды, премиальной косметики, бытовой техники. Сюда же включают рестораны, отели, образовательные организации;
- Финансы. В группу входят компании, предоставляющие финансовые услуги: банки и брокеры, страховые компании, кредитные организации;
- Информационные технологии (IT). К отрасли относится бизнес, развивающий инновации, производящий электронные компоненты, программное обеспечение, а также полупроводники;
- Недвижимость — сюда включают компании, которые занимаются девелопментом, маркетингом, продажей, арендой и управлением коммерческой, промышленной, жилой и сельскохозяйственной недвижимостью.
К нециклическим секторам относят следующие:
- Здравоохранение. В отрасль включены медицинские учреждения, производители лекарств и оборудования, организации, занимающиеся медицинским страхованием;
- Потребительские товары повседневного спроса. Сюда относят компании, производящие товары первой необходимости: продукты, средства личной гигиены;
- Коммунальные услуги. В отрасль входят предприятия, обеспечивающие электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и предоставляющие другие коммунальные услуги;
- Коммуникационные услуги. Здесь речь идет о бизнесе, связанном с услугами связи, развлечениями. Сюда же относят средства массовой информации (СМИ).
Зачем инвестору знать о цикличности
Циклические компании следуют за экономическими трендами, а потому более волатильны. Когда экономика процветает, их акции серьезно дорожают, а во времена обвалов они сильно теряют в цене. Представители нециклических секторов более устойчивы — спрос на их товары и услуги сохраняется на приблизительно одинаковом уровне вне зависимости от этапа экономического цикла. Поэтому ценные бумаги этих компаний можно назвать защитными активами.
Понимание, представители каких отраслей будут сильнее реагировать на изменения в экономике, поможет грамотно диверсифицировать портфель и не потерять много денег в кризис. Во время фазы подъема можно инвестировать в циклические компании и неплохо заработать на их росте. Во время спада экономики инвестор может переложить деньги в более устойчивые отрасли — коммунальные услуги или здравоохранение — и сохранить накопленное.