Фриланс и удаленный формат работы позволяют свободно перемещаться по миру. Если сегодня живешь в одном городе, а завтра переезжаешь в другой, то иметь в собственности жилье или машину ни к чему — все это можно арендовать у других людей или компаний. В этой реальности сформировалась шеринг-экономика, или экономика совместного потребления. Что это такое? Разбираемся вместе с командой pro.finansy.
Что такое шеринг-экономика и в чем ее главная идея
Слово «шеринг» пришло из английского языка — глагол share означает «делиться». Шеринг-экономика — это экономическая модель, в которой люди обмениваются активами или используют их совместно. Опирается она на аренду и обмен.
Платить за временное использование выгоднее, чем владеть, — это основная идея шеринг-экономики.
Причина появления такой модели — новая культура потребления. Сегодня все чаще молодежь отказывается от частной собственности в пользу коллективной. Фрилансеру, который хочет путешествовать и работать одновременно, не нужна собственная квартира — жилье проще арендовать. Сейчас нет необходимости покупать машину, ведь есть каршеринг — платить за обслуживание авто не нужно, при этом можно арендовать престижные BMW или Tesla даже со средней зарплаты. Собственность теряет значимость, а шеринг позволяет расширить возможности.
Почему шеринг-экономика стала популярной
Принцип поочередного владения существовал с древности, но раньше в коллективной собственности были земля и орудия труда. Если до возникновения нового стиля потребления ресурсы разделяли только из-за экономии, то теперь шеринг используют, чтобы сделать жизнь удобнее, комфортнее и разнообразнее. Совместное потребление стало популярнее из-за глобализации и развития интернета — границы между странами стираются, а «удаленка» позволяет работать из любой точки мира. Базовые ценности людей трансформировались: теперь обладание не так важно, как возможность сменить обстановку и получить новые эмоции.
Что можно использовать совместно
Аренда транспорта — одна из самых популярных форм шеринга. Можно взять в прокат велосипед, электрический самокат, автомобиль, строительную технику. Разделить можно и поездку: сервис BlaBlaCar позволяет найти попутчиков и отправиться в путешествие в том числе тем, кто не умеет водить.
Вместо долгосрочной аренды отдельного офиса компании могут арендовать коворкинг для еженедельных встреч. В коворкинг могут ходить и сотрудники на «удаленке», если дома им работать неудобно. В таких пространствах арендуют рабочее место или конференц-зал. В коворкингах есть офисное оборудование и доступ к WI-FI.
Новая модель потребления повлияла и на сам труд. Люди все чаще используют шеринговые платформы, где можно выбрать специалиста под задачу или предложить собственные услуги, — YouDo или Profi.
Коливинг — западный тренд, который становится популярнее в России. В коливингах объединяются люди, которые разделают общие взгляды и ценности. Они живут под одной крышей в квартирах или домах, потому что так выгоднее и удобнее. Еще в коливинге всегда есть с кем поговорить — так проще найти друзей.
Плюсы совместного потребления
- Мобильность. Краткосрочная аренда позволяет часто переезжать — например, зимовать на морском побережье;
- Доступность. Арендовать можно машину, которая припаркована у дома, — достаточно открыть приложение каршеринга. При этом можно прокатиться на авто, на которое пришлось бы копить несколько лет;
- Экономия — аренда дешевле покупки;
- Экологичность. Совместное использование ресурсов позволяет заботиться об окружающей среде: отказ от личной машины приведет к сокращению вредных выхлопов.
Шеринг-экономика формирует новые глобальные тренды: на развитие интеллектуальных транспортных систем, ответственное потребление, рациональное использование ресурсов. Возникают новые бизнес-модели, которые помогают экономике развиваться.
Минусы шеринга
- Неясно, кто платит налоги — собственник или арендатор;
- Сложно сказать, кто должен нести ответственность за порчу имущества;
- Объект шеринга уязвим. Людей меньше беспокоит состояние имущества, которое им не принадлежит. Поэтому они относятся к чужой собственности не так внимательно, как к своей.