Представьте: вы заказали товар в магазине и оплатили его. Спустя несколько дней к вам приехал курьер, передал посылку, а вещь оказалась с браком. С продавцом связаться не выходит — он не отвечает на сообщения и звонки. Как в такой ситуации быть? В этой статье команда pro.finansy расскажет, что такое чарджбэк и как им пользоваться.
Чарджбэк — что это
Чарджбэк — это процедура, позволяющая оспорить транзакцию между покупателем и продавцом. С ее помощью можно вернуть списанные с карты деньги. Слово происходит от английского chargeback — «возвратный платеж». Иногда встречаются другие названия этой процедуры: у российской платежной системы «Мир», например, она называется «диспут».
В законодательстве РФ чарджбэк не описан. Но механизм возврата денег указан в документации платежных систем вроде Visa и MasterCard. Если вы используете банковскую карту, связанную с одной из этих систем, вы сможете запросить возврат платежа. Сегодня, когда Visa и MasterCard не работают в России, чарджбэк можно использовать только по отношению к внутренним транзакциям. Если вы рассчитались отечественной картой с иностранным продавцом, заявление на возврат денег будут рассматривать в частном порядке. Чарджбэк по таким транзакциям пока невозможен.
В каких случаях можно использовать чарджбэк
Запросить возврат средств можно далеко не всегда. Чарджбэк используют, если покупатель оплатил товар или услугу банковской картой или перевел деньги на расчетный счет юрлица или ИП.
Важно: «пластик», с которого произошла оплата, должен быть подключен к платежной системе, позволяющей провести чарджбэк. Если вы заплатили за покупку переводом с карты на карту, вернуть деньги можно будет только через полицию или суд.
Использовать процедуру можно, если возник конфликт с продавцом или услугу оказали некачественно. Но сначала лучше попробовать все уладить: связаться с человеком, рассказать о проблеме, предложить варианты решения. Переписку с участником конфликта нужно сохранить — вдруг добровольно деньги не вернут, и сообщения можно будет использовать как доказательства в суде. Если продавец не вышел на связь или отказался решать проблему, вернуть деньги можно будет через банк или суд.
((registration_middle3-NotBanner))
Вот лишь некоторые ситуации, когда можно использовать чарджбэк:
- Вы оплатили товар, но вам его так и не прислали;
- Вам прислали бракованную вещь, вы отправили ее обратно, но продавец так и не прислал вам деньги;
- Сумму покупки дважды списали со счета;
- С карты списали сумму подписки, которую вы не продляли. Допустим, вы оплатили подписку на год, но не давали согласия на автоматическое продление.
Когда чарджбэк использовать нельзя
На возврат средств через оспаривание транзакции рассчитывать не стоит, если:
- вы самостоятельно отправили деньги мошенникам или передали им реквизиты карты — PIN-код или шифр из SMS;
- вы не прочитали договор об оказании услуг и подписали его, а в документах было условие об автоматическом продлении платной подписки.
Перед тем как провести процедуру и вернуть деньги, банк продавца должен проверить, указана ли возможность возврата в договоре между покупателем и продавцом. Если, например, на сайте онлайн-магазина не указаны правила возврата товаров, сделать чарджбэк будет сложнее. Возможно, здесь вернуть деньги выйдет только через суд.
Как происходит чарджбэк: суть процесса
В возврате денег участвуют банк, через который проходил платеж покупателя, банк получателя и платежная система.
Держатель карты отправляет запрос в свой банк и сообщает, что хочет оспорить транзакцию. К запросу он прилагает чеки, подтверждающие, что перевод произошел. Клиент должен описать ситуацию, причину запроса на возврат денег, дату платежа. Человеку стоит указать, что он пытался решить проблему мирно, но ничего не вышло.
Банк все проверит и решит, будет ли проводить возврат. Если организация решит удовлетворить требования покупателя, то направит запрос в платежную систему. Оттуда запрос передадут в банк продавца. Тот проведет собственную проверку и либо одобрит возврат, либо запросит у продавца дополнительные данные. Затем в дело вступает продавец: он должен или согласиться отдать деньги, или отказаться. Если банки не смогут договориться, решение может принять платежная система после своей проверки.
Сроки рассмотрения заявления от покупателя не установлены. Платежная система может рассматривать запрос два месяца, если продавец находится за границей, и один месяц, если транзакция произошла внутри России. Если покупка была оплачена заранее, максимальный срок подачи заявления — 540 дней с дня оплаты. Если покупатель сразу после перевода денег получил товар или услугу, срок сокращается до 120-180 дней.
Чаще всего чарджбэк — процедура бесплатная. Но банк может на свое усмотрение выставить комиссии — их вы найдете в договоре.
((registration_down1-NotBanner))