Выберите действие
avatar
Уровень сложности:

Знающий

Как государство управляет ценами через инфляционное таргетирование

news_image
23
532 просмотра

Государство поддерживает стабильность цен с помощью денежно-кредитной политики, используя для этого разные методы. Что такое инфляционное таргетирование? Как оно позволяет власти управлять ценами? Ищем ответы вместе с командой pro.finansy.

Что такое инфляционное таргетирование

Инфляционным таргетированием называют политику центрального банка, задача которой — выйти на определенный (целевой) уровень инфляции. В России Центробанк установил целевую инфляцию на уровне 4%. Это значит, что такая скорость удешевления денег является оптимальной для развития страны. 

 

Стабильность цен помогает экономике расти. Инфляционное таргетирование позволяет сдерживать обесценивание нацвалюты, а значит и поддерживать цены на нужном власти уровне. За скоростью удешевления денег следит Центральный банк РФ. Если необходимо эту скорость отрегулировать, ЦБ меняет ключевую ставку. 

Как связаны инфляция и ключевая ставка 

Об инфляции часто говорят, когда речь заходит о подорожании товаров и услуг. Но умеренная инфляция — необходимое условие для развития экономики. Когда цены растут плавно, а не скачкообразно, у людей появляется возможность строить долгосрочные планы, у инвесторов — вкладывать капитал в развитие компаний. Предсказуемость помогает экономике процветать. 

 

Основной инструмент инфляционного таргетирования — изменение ключевой ставки. После ее снижения начинают активно оформлять кредиты, потому что займы начинают выдавать на более выгодных условиях. Заемные деньги, поступившие на рынок, стимулируют развитие экономики. Если валютный курс резко меняется, то цены начинают быстрее расти. Чтобы сдержать инфляцию, Центробанк вынужденно повысит ставку. Ее рост замедлит экономическую активность и стабилизирует цены. 

Почему низкая ключевая ставка — это не всегда хорошо 

Низкие ставки стимулируют брать кредиты. Потребители могут на заемные деньги покупать товары и услуги, а производители — масштабировать бизнес. Но низкие ставки делают национальную валюту слишком доступной, что приводит к росту инфляции. Избыточное количество дешевых денег не идет на пользу экономике, так как уровень производства не успевает расти за уровнем спроса, а дешевые деньги приводят к быстрому увеличению спроса и росту цен. Ключевая ставка необходима для поддержания баланса — сдерживает инфляцию и избыточный спрос. 

Инфляционное таргетирование в России

Официально Банк России перешел на режим таргетирования в 2014 году. Особенность отечественной экономики — высокая волатильность инфляции. Непредсказуемость обусловлена структурой потребления.

 

Чтобы выяснить, какую цель по инфляции поставить, регулятор следит за ценами, оценивает различные факторы, влияющие на темпы обесценивания денег, выстраивает математические модели. Когда риск роста инфляции увеличивается, ЦБ принимает решение поднять ключевую ставку. К примеру, введенные в 2014 году санкции привели к росту цен, ослаблению национальной валюты. Люди начали снимать накопления с депозитов, чтобы спасти их от обесценивания. Банк России резко повысил ключевую ставку, чтобы сдержать инфляцию. Вслед за ним банки повысили ставки по депозитам, чтобы привлечь вкладчиков. 

 

В феврале 2022 года Центробанк вынужден был снова резко повысить ставку, чтобы сдержать неконтролируемый отток капиталов из банков и остановить рост цен. Эта вовремя принятая мера в совокупности с другими действиями государства помогла предотвратить обвал национальной валюты и поддержать стабильность.

Преимущества и недостатки инфляционного таргетинга

Таргетирование позволяет создать условия для роста экономики, снизить непредсказуемость. Стабильность инфляции помогает делать долгосрочные прогнозы, стоить планы. Этот метод способствует замедлению обесценивания денег, смягчает последствия кризиса, формирует низкие инфляционные ожидания. 

 

Но с помощью инструментов денежно-кредитной политики можно лишь ограниченно влиять на уровень безработицы или стимулировать рост экономики. К тому же, не все факторы, влияющие на динамику инфляции, могут контролироваться Центробанком. Некоторые специалисты сомневаются, что динамикой обесценивания денег и правда можно управлять при помощи изменения ключевой ставки. Также таргетирование не всегда помогает достичь стабильности: этот инструмент дает результат в странах, где не проводят значительных структурных изменений в экономике. 

 

Инфляционное таргетирование лучше использовать вместе с другими методами воздействия на экономику: поддержанием сбалансированной бюджетной политики, развитием финансовых рынков. 

Поделись своим мнением

avatar
  

Книги

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

 

Блог PRO.FINANSY

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.