На первый взгляд инвестору-новичку может показаться, что между акциями нет особой разницы. Если нет денег на Apple, почему бы не инвестировать в компанию поменьше? Но ценные бумаги ведут себя по-разному в зависимости от стоимости бизнеса эмитента, который их выпустил. Из этой статьи от команды pro.finansy вы узнаете, как капитализация компаний влияет на их акции.
Компании small cap и large cap: что это
Сокращение cap произошло от capitalization — так на английском называют рыночную капитализацию компании, то есть стоимость бизнеса. Чтобы её высчитать, умножают цену акций на общее количество бумаг в обращении. Допустим, у организации есть 100 млн бумаг, каждая стоит на рынке 20 долларов. Тогда её капитализация — 2 млрд долларов.
Зачем инвестору знать, какова капитализация организации? Эта информация позволяет оценить размер бизнеса, будущую доходность вложений, прикинуть возможные риски.
У компаний large cap капитализация больше, а у организаций small cap — меньше. Инвестиции в первые связаны с меньшим риском. Такие эмитенты стабильны, часто являются лидерами в своей отрасли. С другой стороны, акции small cap приносят больше прибыли как раз из-за повышенного риска.
Зачем ещё нужно разделение на small cap и large cap? Чтобы выделять сегменты на фондовом рынке. Например, разделение акций по классам зависит от рыночной капитализации эмитентов. Это самый распространённый способ сегментации фондового рынка. Ценные бумаги делят на группы и по другим признакам: по принадлежности к стране или экономическому сектору, по факторам роста или по цене. Такое разделение активов необходимо для диверсификации инвестиционного портфеля. Вкладывать деньги нужно в разные активы, чтобы снизить риски и волатильность портфеля.
Какой бывает рыночная капитализация
Чаще всего используют такую классификацию:
- Мегакапитализация (mega cap) — в эту категорию входят эмитенты с бизнесом от 200 млрд долларов, как Apple или Microsoft;
- Большая капитализация (large cap) — организации с капитализацией от 10 до 200 млрд долларов: Xiaomi, Intel, Unilever;
- Средняя капитализация (mid cap) — бизнес объёмом от 2 до 10 млрд долларов, как Ralph Lauren;
- Малая капитализация (small cap) — от 300 млн до 2 млрд долларов, как у Beyond Meat;
- Микро- и нанокапитализация — менее 300 млн и менее 50 млн долларов. К nano cap обычно относят венчурные компании, то есть начинающий бизнес без стабильной финансовой системы.
Такая классификация условна, поскольку из-за колебания цен организации могут переходить из одной группы в другую.
Чем отличаются компании small cap и large cap
У организаций с большой капитализацией есть ряд преимуществ:
- Информацию о таком бизнесе проще найти;
- Такие компании более устойчивы — как правило, они уже стабильно получают доход, легче переносят кризисы;
- Крупный бизнес имеет больше активов — недвижимости, транспорта, оборудования для производства. Если возникнут проблемы, бизнес сможет использовать эти ресурсы, чтобы преодолеть трудности. Высокий кредитный рейтинг поможет привлечь капитал и рефинансировать долги;
- Компании большой капитализации чаще платят дивиденды;
- У акций large cap ниже волатильность. А значит это более ликвидные активы, чем ценные бумаги эмитентов с малой капитализацией, объём торгов у них больше. Такими активами сложнее манипулировать, цена на них более справедливая.
В какие акции выгоднее инвестировать
Акции малой капитализации имеют больший потенциал к росту. При подъёме экономики они дают солидную доходность, но в трудные времена их цена сильнее упадёт. В такие активы лучше инвестировать «в долгую» несмотря на повышенный риск. Если вы боитесь высокой волатильности, обратите внимание на бумаги крупного бизнеса. В хорошо диверсифицированном портфеле будут акции как small cap, так и large cap.
Помните: бумаги организаций с малой капитализацией могут давать различные результаты, поскольку внутри группы они сильно отличаются друг от друга. Если вы намерены инвестировать в такие активы, присмотритесь к индексу на small cap.
Инвестор должен учитывать темпы роста инфляции. Когда деньги быстро обесцениваются, центробанки ужесточают денежно-кредитную политику. Это негативно влияет на активно растущие акции. Если у компании нет стабильной финансовой модели, то повышение цен, ведущее к росту расходов, сильно ударит по небольшому бизнесу. Представители нециклических секторов (медицина, коммунальные услуги, товары повседневного спроса) могут заставить потребителя заплатить за издержки, но бизнес из циклических секторов понесёт убытки. Если инфляция упадёт, акции small cap быстрее начнут расти.
Компании large cap, как правило, более устойчивые, имеют возможность делиться прибылью с акционерами. Организации small cap не могут похвастаться высокими дивидендами, поскольку направляют все ресурсы на развитие. В перспективе акции small cap более прибыльны из-за эффекта низкой базы, но более рискованны, сильнее страдают от экономических спадов. Бумаги large cap более стабильны, связаны с меньшим риском, подходят для дивидендной стратегии.