Выходя на биржу, компания получает определенный уровень листинга, который также называют «эшелон». Чем он выше, тем больше требований будет предъявляться к компании в вопросах ее управления, раскрытия финансовой информации и так далее. Уровень листинга — первичная информация для инвесторов о том, насколько компания прозрачная и насколько рисково вкладываться в нее.
Какие есть уровни листинга?
На Московской бирже для акций есть три уровня листинга.
Первый уровень листинга
Это топ российского рынка. Сюда входят крупные и надежные эмитенты. Часто их называют голубыми фишками. Основные объемы торгов сосредоточены именно в этом эшелоне.
Второй уровень листинга
К компаниям в этом списке есть послабления, если сравнивать с первым уровнем. В них меньше ликвидность и выше изменчивость цен (волатильность). Здесь можно встретить много известных имен: Сургутнефтегаз, Распадская и прочие. В них также можно инвестировать, но более осторожно.
Третий уровень листинга
Сюда входят акции малоизвестных компаний, которые крайне рисковые для большинства розничных инвесторов. Из-за низкой ликвидности здесь можно наблюдать взлеты и резкие падения. Из примеров: ОВК, Красный Октябрь, Лензолото, ГТМ.
Как посмотреть уровень листинга акций на profinansy.ru?
В карточке акции информация о листинге находится в разделе "Обзор".
Пролистайте до блока "Информация о бумаге". Здесь вы увидите уровень листинга акций.
Почему существует интерес к акциям третьего эшелона?
Причина интереса инвесторов к акциям третьего эшелона, особенно среди начинающих инвесторов, кроется в том, что акции имеют минимальную ликвидность и в период 2022 – 2023 годов периодически случались взрывные роста на несколько десятков процентов за сутки.
Например, ОВК (Объединённая вагонная компания) за период 20-22 декабря 2022 года выросла на 120%.
Интерес к акциям третьего эшелона просыпается у инвесторов на «скучающем рынке», когда широкий рынок не растет.
Интересно отметить, что большую часть спроса на акции третьего эшелона создавали как раз инвесторы с опытом менее 1 года. Цель таких инвесторов, скорее всего, побыстрее заработать денег. Но быстро на бирже, как правило, можно только потерять.
Риск или возможность?
В большинстве своем акции третьего эшелона представляют собой высокорисковые инструменты, которые не предназначены для долгосрочного инвестирования. Торговля ими хоть и может принести большую доходность при удачном выборе, но в большинстве случаев будет только выматывать инвестора, заставляя постоянно мониторить рынок и новости по компании.
Если желание вложить деньги в акции третьего эшелона все равно есть, то стоит определить небольшую долю вашего счета или завести отдельный счет. Сумма должна быть такая, которую вы будете готовы потерять.
Перед тем как вложить деньги в акции любого эшелона, нужно оценить отрасль, определить перспективы развития бизнеса, посмотреть рентабельность и долговую нагрузку.
Выводы:
- Выходя на биржу, компания получает определенный уровень листинга, который также называют «эшелон». Третий эшелон, или третий уровень листинга представлен акциями не самых известных компаний, которые крайне рисковые для большинства розничных инвесторов.
- Из-за низкой ликвидности в третьем эшелоне можно периодически наблюдать взлеты и резкие падения.
- Риски для инвестирования: повышенная волатильность; подверженность манипуляциям; закрытость бизнеса.
- Из преимуществ можно отметить возможность получить большую доходность при должном анализе. Но для начинающих инвесторов советуем сначала разобраться в акциях первого эшелона и их анализе.