Москва. 26 апреля. ИНТЕРФАКС - Ряд российских авиакомпаний опубликовали отчетность по РСБУ за 2022 год. В таблице представлены основные операционные и финансовые показатели 15 крупнейших по пассажиропотоку компаний, которые обеспечили около 93% всех прошлогодних перевозок.
В таблице не представлены финансовые результаты "Аэрофлота" и его дочерней "России". Несмотря на статус публичной компании (акции "Аэрофлота" торгуются на Московской бирже), после введения в прошлом году антироссийских санкций она перестала раскрывать отчетность. В 2021 году доля "Аэрофлота" и "России" в общем объеме авиаперевозок оценивалась в 28%, "Аэрофлот" закончил год с чистым убытком по РСБУ в 45,6 млрд руб., "Россия" - с чистой прибылью в 382 млн руб.
Несмотря на госсубсидии, группа "Аэрофлот" (помимо одноименной компании и "России" включает "Победу") завершит 2022 год в минусе, прогнозировали аналитики "БКС Мир инвестиций". Чистый убыток группы по МСФО оценивался ими в 24,8 млрд руб. при выручке в 444 млрд руб.
Из-за приостановки публикации Росавиацией статистики работы воздушного транспорта в таблице также отсутствуют показатели пассажиропотока нескольких авиакомпаний - данные остальных раскрывались в других источниках.
В таблице представлены показатели прочих доходов, которые включают субсидии. Сообщалось, что в прошлом году авиаотрасль получила от государства в общей сложности 172 млрд руб. (авиакомпании - более 149 млрд руб.) Согласно отчетностям, именно благодаря этому показателю компаниям удалось получить положительный финансовый результат - в некоторых случаях, как у "Победы", рекордный за всю историю работы.
Авиакомпания | Пассажиропоток в 2022г (млн чел.) | Динамика к 2021г | Выручка в 2022г (млрд руб.) | Динамика к 2021г | Себестоимость продаж в 2022г (млрд руб.) | Динамика к 2021г | Прочие доходы за 2022г (млрд руб.) | Прочие доходы за 2021г (млрд руб.) | Чистая прибыль/(убыток) за 2022г (млрд руб.) | Чистая прибыль/(убыток) за 2021г (млрд руб.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
"Аэрофлот" | 20,5 | -4,1% | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | (45,6) |
S7 | 16,1 | -10,1% | 151,4 | -3% | 133,8 | +2% | 46,3 | 13,9 | 34,2 | 14,8 |
"Победа" | 11,7 | -19% | 58,7 | -13% | 66,2 | +9% | 47 | 6 | 15 | 4,4 |
"Уральские авиалинии" | 8,5 | -7,7% | 89,4 | -7% | 85,3 | +2% | 50,8 | 4,9 | 13,5 | 5,4 |
"Россия" | 8,5 | -15% | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 0,4 |
"ЮТэйр" | н/д | н/д | 53,2 | +9% | 52 | +7% | 22,9 | 7,2 | 4 | 3,8 |
Nordwind | н/д | н/д | 42,7 | -41% | 43,9 | -40% | 22,3 | 9 | 1 | 0,6 |
Smartavia | 3,2 | -11% | 17,5 | -13% | 18,7 | -5% | 7,1 | 0,8 | 1,9 | 0,1 |
Red Wings | 2,2 | -27% | 32 | +37% | 30 | +15% | 10,8 | 2,7 | 4,5 | (1,9) |
AZUR air | 2,1 | -43% | 31,9 | -29% | 33,3 | -26% | 29,2 | 3,3 | 0,93 | 0,95 |
"Азимут" | н/д | н/д | 21,6 | +72% | 18,8 | +41% | 4,8 | 3,9 | 3,8 | 0,6 |
АТК "Ямал" | н/д | н/д | 16,7 | -1% | 17,3 | -7% | 3,2 | 3,5 | 0,2 | 0,8 |
"Аврора" | 1,2 | +9% | 21,7 | +22% | 20 | +24% | 2,5 | 1,2 | 2 | 1,5 |
Nordstar | н/д | н/д | 14,6 | -6% | 14,5 | -12% | 3,8 | 0,5 | 1,7 | (0,8) |
Pegas Fly | н/д | н/д | 9,7 | -40% | 10,9 | -33% | 3,4 | 1,6 | 0,2 | 0,001 |
По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), общий убыток от продаж всех российских авиакомпаний в 2022 году составил 144 млрд руб. По итогам 2021 года общий операционный убыток пассажирских перевозчиков оценивался АЭВТ в 78 млрд руб., грузовые перевозчики при этом получили прибыль в размере 80,5 млрд руб.
Несмотря на существенные убытки от продаж в прошлом году, большинству авиакомпаний удалось сохранить относительную финансово-экономическую устойчивость, считают в ассоциации. Положительную роль в этом сыграли не только субсидии, но и выплаты по демпферу за авиакеросин, которые, по расчетам АЭВТ, составили 98,6 млрд руб.
По данным Росавиации, все российские авиакомпании в 2022 году перевезли 95,2 млн пассажиров, это на 13% меньше показателя 2021 года. Пассажиропоток на внутренних линиях составил 77,7 млн человек (-11%), на более коммерчески привлекательных международных - 17,5 млн человек (-25%).
Ри ак