КОММЕРСАНТЪ:
В России в ближайшие дни может снова начать действовать полный запрет на экспорт бензина, в том числе для крупных производителей. Решение, в которое рынок не верил до последнего, должно стать мерой по снижению биржевых цен, которые вплотную приблизились к историческому рекорду сентября 2023 года. Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов отмечает, что запрет на экспорт - это, по сути, единственный способ повысить предложение топлива на рынке, так как демпфер эффективен в достаточно ограниченном диапазоне цен на внутреннем и внешнем рынках, а также обменного курса. Именно поэтому, указывает эксперт, при резких колебаниях появляются инициативы об очередных корректировках демпферного механизма, таких как увеличение диапазона отклонения от индикативной цены. Но ключевая проблема, полагает Фролов, - недостаточный запас прочности по производству автомобильных бензинов. По его мнению, проблема решится только после окончания модернизации российских НПЗ в рамках ранее запланированных программ, в том числе предполагающих строительство новых установок бензинового пула. (стр.1, "Последняя капля")
Установление жаркой погоды в Европе и растущий в связи с этим спрос на электроэнергию привели к росту цен на энергетический уголь на местном рынке. Российские угольщики могут успеть воспользоваться ситуацией и нарастить отгрузки в том числе в Турцию и Египет. Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов говорит, что продолжительность роста стоимости энергетических углей на западных рынках будет зависеть от волатильности газовых котировок, которые пока стабильны, как и запасы угля в портах ARA. Параллельно присутствуют и серьезные риски со стороны международной торговой политики, при реализации которых дальнейшее движение цен будет трудно предсказать, добавляет аналитик по суверенным и региональным рейтингам "Эксперт РА" Кирилл Лысенко. (стр.8, "Спрос установился по погоде")
Управляющий бывшими заводами Hyundai в Санкт-Петербурге и Volkswagen в Калуге "АГР Холдинг" изменил структуру владения после того, как бывший руководитель Андрей Павлович подпал под санкции Великобритании. Основная доля в компании отошла АО "АК Инвест". Крупные российские автопроизводители, включая "АвтоВАЗ", "Соллерс", "КамАЗ", уже находятся под западными санкциями. Сергей Удалов из "Автостата" тем не менее отмечает, что для всех компаний гораздо выгоднее было бы быть не под ограничениями. Это дает дополнительные возможности в выборе партнеров, поставщиков, финансировании, а значит, конкурентные преимущества на рынке, указывает он. (стр.7, "АГР-Холдинг" выехал за контур")
Размещение облигаций с переменным купоном ВЭБ.РФ прошло с переподпиской, это позволило госкорпорации привлечь 100 млрд рублей, что стало одной из крупнейших сделок с начала года. В условиях перехода Банка России к более мягкой денежно-кредитной политике флоатеры стали редкими выпусками для российского долгового рынка. Однако интерес к ним сохраняется со стороны финансовых организаций, как эмитентов, для которых важно снижение процентного риска, так и инвесторов, которые получают дополнительный доход. (стр.7, "Флоатеры держатся")
Средняя полная стоимость кредита (ПСК), несмотря на снижение с начала года, в первой декаде июля составляла 32-33% годовых, что выше показателей годовой давности на 6-7 процентных пунктов. Вместе с тем в условиях небольшого оживления розничного кредитования банки увеличивают средний срок кредитов, который превысил 30 месяцев, приблизившись к показателям середины 2024 года. Таким образом, кредитные организации смягчают требования к заемщикам и снижают их долговую нагрузку, чтобы компенсировать жесткие требования ЦБ. Директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Анатолий Перфильев считает, что банки в большей степени будут поддерживать положительную динамику потребительского кредитования. По его словам, "после существенного сжатия розничного кредитования рыночные показатели этого сегмента волатильны", поэтому выводы о дальнейшей динамике сроков кредитования можно будет сделать на более длительном горизонте наблюдения. (стр.8, "Кредиты наличными растут в длине")
"Ланит" проводит реорганизацию холдинга, в рамках которой к нему присоединилась структура АО "Ланит-Капитал" - она, в свою очередь, после реорганизации должна прекратить деятельность. Конкретный случай свидетельствует о реализации масштабной программы трансформации корпоративной структуры всего холдинга "Ланит", замечает управляющий партнер Novator Legal Group Вячеслав Косаков. Партнер инвесткомпании Kama Flow Павел Охонин добавляет, что подобные решения могут быть признаками, например, пересмотра стратегии группы. Он отмечает, что ранее "Ланит" активно инвестировал в миноритарные доли стартапов через собственный венчурный фонд, но отказался от венчурных инвестиций и, возможно, концентрируется на других направлениях. С ними соглашается руководитель направления "Разрешение It&Ip-споров" компании "Рустам Курмаев и партнеры" Ярослав Шицле, отмечая, что реорганизация также может происходить в контексте текущей геополитической ситуации и санкционного давления на российские IT-компании. (стр.9, "Капитал-неочевидность")
Малые технологические компании из числа МСП с начала года усилили свое присутствие на рынке госзаказа, прирост в первом полугодии 2025 года составил 5,4%, достигнув показателя 62,3 млрд рублей. Самой востребованной у заказчиков номенклатурой, производимой субъектами МСП, стали программные продукты - объем закупок более 21 млрд рублей. Далее - машины и оборудование (свыше 6,3 млрд рублей), компьютерное оборудование (почти 4,2 млрд рублей), издательские и финансовые услуги (почти 3 млрд и 2,5 млрд рублей соответственно). Больше всех закупок у поставщиков из числа малых технологических компаний в первом полугодии совершили компании финансового сектора. Несмотря на существующие квоты и программы "офсетных договоров", эксперты отмечают, что большая часть государственных инвестиций остается у крупного бизнеса, а малым технологическим компаниям не хватает программ по грантам. (стр.9, "Сшит на госзаказ")
Столкновения между Таиландом и Камбоджей заставили турбизнес опасаться снижения спроса путешественников на одно из ключевых курортных направлений. В подобных случаях активность туристов может снижаться на 10-30%. Но по итогам первого дня боевых действий массовых отмен и спада продаж туроператоры не зафиксировали. Если падение продаж все же произойдет, это будет уже второй военизированный конфликт в этом году, который негативно повлияет на туристический рынок. В АТОР ранее отмечали, что в период 13-22 июня из-за острой фазы конфликта на Ближнем Востоке 15 крупнейших туроператоров потеряли до 300 млн руб. Средства пошли на повторную оплату билетов, дни в отелях и выплаты за аннулированные туры. В общей сложности туристы отказались от 10-15% запланированных поездок по ближневосточным направлениям, уточняли в организации. (стр.9, "Курорты отстрелялись")
ВЕДОМОСТИ:
Экспорт российского угля в Египет в январе - июне 2025 года достиг 503,5 тыс. т, что в 2,5 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в обзоре агентства Argus. Рост поставок обусловлен привлекательными ценами на российский уголь и увеличением спроса на топливо со стороны цементной промышленности Египта, указывают аналитики Argus. По данным агентства, в июле торговая активность усилилась: один из крупных российских экспортеров продал в страну около 150 тыс. т энергоугля по цене $83/т с доставкой в порт Александрия. Груз должен прибыть осенью тремя судами класса Supramax, уточняется в обзоре. Несмотря на рост интереса Египта к российскому углю, основным поставщиком этого топлива в страну остаются США, указывают аналитики агентства. Российская продукция находит свою нишу за счет более гибких условий поставок и тендерных закупок, предусматривающих более строгие требования к экологическим характеристикам топлива, отмечается в обзоре. Российский уголь для Египта может быть дешевле американского в среднем на $3-5/т, говорит партнер Neft Research Александр Котов. При этом рентабельность экспорта в Египет для российских компаний остается очень низкой. Независимый промышленный эксперт Максим Худалов считает, что российские компании могут экспортировать в Египет в том числе сортовой уголь. Нетбэк при его поставках может составлять до 3 тыс. руб./т, что позволяет покрывать себестоимость добычи, говорит эксперт. ("Россия в первом полугодии нарастила поставки угля в Египет")
Средние мировые цены на необработанные ювелирные алмазы к 2027 году могут вырасти на 50% относительно 2024 года - до $189 за карат со $125, говорится в прогнозе аудиторско-консалтинговой компании Kept. В последние годы высокие запасы алмазов оказывали давление на цены, но в среднесрочной перспективе снижение объемов добычи может привести к дефициту сырья ювелирного качества - это, в свою очередь, повысит привлекательность бриллиантов для инвестиционных целей. Инвестиционный потенциал природных бриллиантов сейчас связан с конечностью мировых запасов алмазов в условиях исчерпания известных и отсутствия новых крупных месторождений, говорится в материалах крупнейшего российского алмазодобытчика "АЛРОСА". ("Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать")
Потери в погрузке на сети "Российских железных дорог" (РЖД) из-за непредъявления грузов к перевозке по уже согласованным заявкам в январе - июне 2025 года составили 127 млн т с учетом перезаявления части объемов. Об этом сообщил журналистам заместитель гендиректора РЖД - начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков. Речь идет о ситуации, когда грузоотправитель заказывает перевозку, но в итоге так и не отгружает товар на станцию РЖД. В частности, грузоотправители в первом полугодии не отгрузили 35 млн т угля, 28 млн т нефтепродуктов и порядка 9 млн т черных металлов, уточнил Глазков. По оценкам РЖД, основной причиной этого стало снижение платежеспособности игроков рынка - как отправителей, так и получателей грузов. Другой причиной является общее снижение объемов погрузки, прежде всего на внутрироссийских перевозках. Так, непредъявление строительных грузов - щебня, песка и цемента - в РЖД связывают со снижением объемов строительства жилья и крупных инфраструктурных проектов. В компании также фиксируют рост "читерских" заявок, когда грузоотправители систематически перезаявляют объемы товаров к перевозке. Для исправления ситуации РЖД считает необходимым повысить штрафы за непредъявление груза по согласованной заявке как минимум в 10 раз, отметил Глазков. По мнению гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, пока не произойдет существенных позитивных изменений в ритмичности работы железных дорог в части нормирования подачи порожних вагонов под погрузку и синхронизации заявок на перевозки с техническим планом, одобрение инициативы о повышении штрафа может привести только к росту доходов РЖД. Если бы РЖД своевременно вывозила все согласованные объемы, погрузка в первом полугодии была бы на 3-4% больше фактической, указывает он. Таким образом, ужесточение штрафных санкций не только не привлечет грузы на железную дорогу, но и может стать еще одним фактором снижения погрузки, резюмирует Бурмистров. ("РЖД предлагает в 10 раз увеличить штрафы за непредъявление согласованных грузов")
Провозная мощность автомобильного парка российских грузоперевозчиков в январе - мае 2025 года на 44% превысила спрос на перевозку грузов. Это на 9 п. п. больше, чем в аналогичном периоде 2024 года. Разрыв увеличился вследствие массовых закупок тягачей в предыдущие годы на фоне ограниченного роста грузопотока в этом году. Такие выводы содержатся в исследовании компании ПЭК, проведенном совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией (ОЛА), "Стратегией дела" и Национальным агентством промышленной информации (НАПИ). Тенденция сокращения объемов перевозок действительно есть, подтверждает директор по транспортным операциям FM Logistic в России Мария Красоткина. Это, по ее словам, связано в том числе с падением активности в отдельных секторах экономики. Но, по мнению эксперта, сейчас более корректно говорить о профиците провозной мощности по определенным направлениям - из Москвы в сторону южных регионов, с Урала и из Сибири в Москву, а также из Санкт-Петербурга в Москву. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что снижение спроса на перевозки характерно именно для крупнотоннажного сегмента. Объемы потребительского спроса и импорта сократились под влиянием жесткой денежно-кредитной политики, считает эксперт. На рынке ритейла растет доля маркетплейсов, которые используют собственные платформы для привлечения автотранспорта, соглашается он с выводами авторов исследования. ("В России растет профицит грузового автотранспорта")
Потенциал паевых инвестфондов (ПИФ) для неквалифицированных инвесторов огромен, но рынок столкнулся с кризисом идей, заявила директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова на конференции НАУФОР "Рынок коллективных инвестиций 2025". Пока что основная идея игроков рынка - "срочно дайте налоговые льготы", отметила она. Шишлянникова посоветовала управляющим "напрячься" и искать идеи в других местах, поскольку тенденция последних лет такова, что льготы даются только на длинном горизонте. Другая главная идея рынка - "срочно дайте криптовалюту", в которую ПИФы пока инвестировать не могут, продолжает Шишлянникова. Отрасль "неквальных" фондов "абсолютно точно" имеет огромный потенциал для развития, это цель и задача игроков рынка, подчеркнула Шишлянникова. Она надеется, что притоки в фонды ликвидности в период высоких ставок сыграют позитивную роль и эти деньги не уйдут с рынка, когда ситуация в экономике изменится, а будут мигрировать в классические фонды. ("Рынок паевых фондов для "неквалов" столкнулся с кризисом идей")
Власти планируют запуск пилотного проекта по продаже товаров с возрастными ограничениями в онлайне - через маркетплейсы при подтверждении возраста через биометрию. Вице-премьер, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко направил поддержанное президентом поручение в Минцифры, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль 8 июля. Представитель аппарата Григоренко подтвердил "Ведомостям", что письмо действительно было направлено, но добавил, что говорить о деталях эксперимента преждевременно. По мнению главы совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексея Федорова, инициатива поможет автоматизировать ручную проверку документов, избежать подделки паспортов и стимулировать рынок онлайн-продаж алкоголя. Это позволит маркетплейсам увеличить ассортимент, а государству - получить налоговые поступления, отметил он. Но пока, по мнению Федорова, инициатива юридически и технологически сырая. Он отметил, что в законодательстве отсутствует четкая база для обязательного использования биометрии в онлайн-продажах, а применение такой технологии без ясных правовых рамок может привести к судебным спорам и конфликтам с законом о персональных данных. ("Товары 18+ начнут продавать на маркетплейсах по биометрии")
Инвесткомпания Central Properties ведет переговоры с ГК "Ориентир" о покупке склада общей площадью 46 тыс. кв. м на территории парка "Ориентир запад", расположенного на Новорижском шоссе в Подмосковье. Об этом "Ведомостям" рассказали три консультанта, работавших с этим объектом. Сейчас площади в нем, по их словам, занимает сеть косметики "Золотое яблоко". Они также уточняют, что сделка пока не закрыта, это может случиться до конца года. На данный актив также претендовали еще несколько инвесторов - один из них фонд под управлением бывшей структуры ВТБ, говорит один из консультантов. Но, по его словам, никому из них договориться с владельцем комплекса не удалось. Представители Central Properties и ГК "Ориентир" от комментариев отказались. В "Золотом яблоке" сообщили, что в случае закрытия сделки сеть продолжит арендовать этот склад. Рыночную стоимость распределительного центра "Золотого яблока" руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Евгений Бумагин оценивает в 3-3,2 млрд рублей. Директор департамента складской и индустриальной недвижимости Invest 7 Александр Перфильев говорит о 4-4,5 млрд рублей. А управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов и вовсе считает, что продавец может выручить за него 5,2 млрд рублей. ("Central Properties может выкупить склад "Золотого яблока" в Подмосковье")
В январе - июне 2025 года в России было продано в рознице 553,2 тыс. упаковок препаратов для лечения алкогольной зависимости. Такие данные приводит аналитическая компания RNC Pharma. По ее подсчетам, это на 13,5% больше, чем было в первом полугодии прошлого года. В деньгах динамика оказалась еще более выраженной: рост составил 37,8% год к году (539,6 млн рублей). При этом по итогам всего 2024 года продажи в упаковках сохранились на уровне предыдущего года (около 1 млн шт.), а в деньгах они увеличились на 13,6% (до 878,1 млн рублей). Рост спроса на такие средства подтверждают и опрошенные "Ведомостями" аптечные сети. Продажи препаратов для лечения алкогольной зависимости увеличиваются в связи с инфляцией и перетеканием спроса на более дорогие аналоги, говорится в отчете RNC Pharma. Кроме того, по словам исполнительного директора этой компании Николая Беспалова, растет и число пациентов, которые обращаются за медикаментозной помощью для устранения этой проблемы. Такие препараты стоят относительно дешево по сравнению с услугами наркологических служб, добавляет психиатр-нарколог медицинского центра "UNI клиник" Александра Панова. ("Продажи препаратов от алкоголизма выросли более чем на 13%")
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА:
Последний, 18-й пакет санкций Евросоюза фактически закрыл возможность европейским танкерам участвовать в перевозках российской нефти. В июне на суда стран G7 и ЕС приходилось 56% (на европейские танкеры - не меньше 40%) экспортных поставок нефти из нашей страны. И даже на минимуме, в октябре 2024 года, их доля была чуть ниже 20%. Теперь европейским судовладельцам (главным образом из Греции и Мальты) придется либо нарушать закон, либо полностью отказаться от таких перевозок. По мнению аналитика ФГ "Финам" Кристины Гудым, снижение price cap, вероятно, приведет к частичному выводу этих судов из цепочек поставок либо к их перерегистрации в юрисдикциях, не подчиняющихся санкционному режиму. Это может вызвать краткосрочные логистические перебои и усилить давление на танкерный рынок. Схожий взгляд у руководителя департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниила Тюня. Многие европейские судовладельцы будут искать способы обойти санкции путем изменения регистраций и создания новых юридических структур. Например, использование офшорных компаний или регистрация судов под флагами третьих стран, таких как Панама, Либерия или Маршалловы Острова, уверен он. Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что судоходные компании из ЕС откажутся перевозить российскую нефть. Это может вызвать краткосрочный рост цен на нефть до 72-75 долларов за баррель. Но примерно в течение квартала проблема разрешится. Россия, скорее всего, будет обращаться только к перевозчикам из дружественных стран. Для российских компаний любой из этих сценариев грозит ростом издержек. (стр.1, "Новые санкции фактически закрыли европейским судовладельцам доступ к российской нефти. Как они могут выйти из ситуации")
Согласно данным Центробанка, весной 2025 года доля рубля впервые превысила 50% в российском экспорте: в апреле она составила 52%, в мае - 52,4%. При этом в мае превышение 50%-го порога впервые отмечалось по всем географическим зонам международной торговли. Так, лидерами в экспортных расчетах за рубли стали страны Океании (94,2%), Карибского бассейна (92,1%) и Африки (84,6%). Доля рубля в расчетах с Европой составила 59,8%, с Северной Америкой - 51,9%, с Азией - 50,7%. "Такая доля международных расчетов в российских рублях даже пару лет назад могла нам только сниться", - подчеркнула доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Плеханова Татьяна Белянчикова. По ее оценке, на ситуацию повлияли прежде всего антироссийские санкции, которые свели к минимуму возможность для отечественных операторов внешней торговли рассчитываться в валютах недружественных стран. (стр.4, "Пару лет назад такое могло только сниться". Как рубль стал основной валютой экспортных расчетов РФ")
Обзор подготовлен с использованием Системы комплексного анализа новостей - СКАН, www.scan-interfax.ru.