Герри Дойл
СИНГАПУР/ЧЖУХАЙ, Китай (Рейтер) - Государственная авиационная компания AVIC представила на крупнейшем авиасалоне Китая в Чжухае во вторник первый коммерческий беспилотный космический самолет страны с миссией обеспечения китайской космической станции.
Модель корабля, названного Хаолунг-1 или Небесный Дракон, была представлена на выставочном стенде компании на авиасалоне. Хотя космический самолет все еще находится в разработке, компания заявила, что он может дополнительно снизить стоимость выноса грузов из атмосферы Земли.
Государственное СМИ China Daily сообщило, что корабль представляет собой "низкозатратное многоразовое решение для перевозки грузов с китайскими характеристиками в области космического исследования". Китайское управление пилотируемым космическим полетом заключило с космическим самолетом контракт на инженерные испытания полета 29 октября, сообщило издание.
Джонатан Макдауэлл из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики заявил, что проект может стать шагом к получению опыта с технологией космических самолетов перед созданием пилотируемых версий.
Космические самолеты, которые запускаются на верхней ступени ракеты в орбиту, а затем возвращаются на Землю как планер и приземляются на обычной взлетно-посадочной полосе, давно считаются эффективными конструкциями для многоразовых космических аппаратов.
Американский космический шаттл, который был выведен из эксплуатации в 2011 году, использовал сложную систему теплорассеивающих плит для справления с экстремальным трением при входе в атмосферу почти со скоростью звука. Современные конструкции могут использовать более простые теплозащитные экраны с применением передовых материалов, которые легче и проще обслуживать.
Шаттл перевозил астронавтов и грузы на Международную космическую станцию (МКС), роль которой сейчас выполняют Dragon компании SpaceX и российские корабли Союз и Прогресс. Космическому самолету Dream Chaser компании Sierra Space недавно был присужден контракт НАСА на доставку грузов на орбиту.
Китай уже много лет летает на военном космическом самолете, держа его в космосе в течение месяцев. Мало известно, для чего он используется, но эксперты считают, что способность развертывать и извлекать объекты из орбиты - такие как маленькие спутники - могут иметь огромное военное значение.
США также эксплуатируют военный космический самолет Boeing X-37B, который проводит годы в орбите на высотах до 38 000 километров.
Первые модули китайской космической станции были запущены на орбиту в 2021 году; туда уже было отправлено восемь экипажей. МКС находится на орбите 25 лет и непрерывно заселена с 2000 года.
Авиасалон в Чжухае продлится с вторника до 17 ноября.
(Репортаж Герри Дойла и Дэвида Киртона; редактирование Кристины Финчер)