НИНГДЭ, Китай (Рейтер) - Робин Цзэн, миллиардер-основатель CATL, намерен превратить крупнейшего в мире производителя аккумуляторов в поставщика зеленой энергии и снизить затраты на разработку электромобилей, перевернув экономику отрасли, которая обеспечила его рост.
Цзэн заявил Рейтер в интервью, что ожидает, что бизнес разработки и управления 'нулевыми углеродными' электросетями может быть 'в десять раз' больше, чем поставка батарей для электромобилей, рынок которых CATL сейчас лидирует с долей 37% на мировом рынке. CATL, по его словам, стремится создать независимые энергетические системы достаточно крупные, чтобы обеспечить энергией огромный центр обработки данных или даже город.
В рамках другого стратегического шага CATL планирует предложить готовую платформу для электромобилей с батареей большой емкости, встроенной в шасси. Затем клиенты смогут запустить собственные кастомизированные электромобили, разрабатывая только интерьер и экстерьер. Цель, по словам Цзэна, - резко снизить затраты на разработку электромобилей - с миллиардов до миллионов долларов - и открыть отрасль для новых конкурентов.
Инициативы Цзэна направлены на разблокирование нового роста для его 25-летнего предприятия, которое получило первый крупный прорыв, продавая литий-ионные аккумуляторы для iPod Apple, прежде чем переключиться на электромобили в 2011 году с сделкой по поставкам с BMW.
В прошлом году CATL продал аккумуляторы для электромобилей на сумму $40 млрд, что больше, чем $33 млрд годом ранее. Достижение цели Цзэна в отношении электросетей с десятикратным ростом выручки поставило бы производителя аккумуляторов на один уровень с государственными нефтяными гигантами Sinopec и PetroChina, крупнейшими компаниями Китая.
Стратегические повороты CATL в сторону электросетей и платформ для электромобилей ранее не сообщались.
В эксклюзивном интервью для Рейтер 7 ноября за пределами штаб-квартиры CATL в южном китайском городе Ниндэ Цзэн также обсудил готовность батарейного гиганта инвестировать в США, если избранный президент Дональд Трамп откроет двери; путь к прибыли для его европейских заводов; и почему фокус отрасли на так называемые твердотельные батареи как на следующий крупный прорыв неправомерен.
ОГРОМНЫЙ РЫНОК 'ЗЕЛЕНЫХ СЕТЕЙ'
Бизнес по хранению энергии CATL вырос на 33% в прошлом году, превзойдя бизнес по батареям для электромобилей. Но Цзэн видит для CATL гораздо большую возможность в поставке зеленых энергетических систем, включая солнечную и ветровую энергию, выделенное хранилище и интеллектуальную систему для получения энергии от припаркованных электромобилей.
Китай имеет самые высокие показатели утилизации электромобилей; электромобили и гибриды составляли более половины всех недавно проданных автомобилей там.
CATL, по словам Цзэна, может построить нулевые эмиссии сети, достаточно крупные, чтобы обеспечить энергией огромный горнодобывающий комплекс или город. Компания стремится выйти далеко за рамки хранения энергии и заняться производством энергии, сказал Цзэн.
'Это огромно по сравнению с электромобилями', - сказал он.
Сети и управляющие системы CATL могли бы обслуживать компании по искусственному интеллекту, которые стремятся обеспечить зеленую энергию для центров обработки данных. CATL сотрудничала бы с поставщиками солнечных панелей и ветряных турбин, сказал Цзэн.
'Многие компании по центрам обработки данных спрашивают меня: \'Эй, Робин, вы действительно можете сделать это на 100% зеленым?\'', - сказал он, отметив, что они часто являются 'гигантскими' фирмами. 'У них есть деньги, но у них нет технологии'.
CATL планирует пилотный проект в Демократической Республике Конго с CMOC Group, китайской горнодобывающей компанией, в которой она имеет долю. Компания также сотрудничает с Хайнанем, островной провинцией на южном побережье Китая, над более крупным, долгосрочным проектом, который объединил бы хранилище энергии с солнечной и ветровой энергией с моря.
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ГОТОВОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
CATL поставляет батареи для более чем трети электрических или гибридных автомобилей во всем мире.
Теперь Цзэн предлагает новый автомобильный продукт - разработанное CATL электромобильное шасси с батареей, способной проехать более 800 км на одном заряде. Батарея интегрирована в шасси таким образом, чтобы защитить ее от повреждений при авариях, сказал Цзэн.
Этот проект, кодовое название 'паньши', или 'основа' на китайском, еще не был официально анонсирован, но CATL уже начала маркетинг платформы для клиентов. Репортеры Рейтер увидели демонстрационную версию платформы для электромобилей на дисплее для клиентов и сотрудников в штаб-квартире CATL.
Цзэн сказал, что проект может снизить затраты на разработку нового электромобиля с миллиардов до всего лишь $10 млн. Это могло бы сделать прибыльным нишевого производителя электромобилей, продавая всего лишь 10 000 машин в год, сказал Цзэн.
Это открыло бы отрасль для новых производителей электромобилей в экономиках без установленных автопроизводителей, сказал он.
CATL продемонстрировала технологию 'паньши' Porsche для потенциального роскошного электромобиля и инвесторам в ОАЭ, желающим запустить местный бренд электромобилей, сказал Цзэн.
'Мы не пытаемся заниматься производством автомобилей. Никогда', - сказал Цзэн. 'Но мы стараемся сделать все готовым для производителей автомобилей'.
CATL даже может поставлять 3D-напечатанное кузовное днище для автомобиля, сказал Цзэн.
CATL столкнется с конкуренцией на новом рынке готовых к производству платформ для электромобилей, включая Xpeng и шанхайскую инжиниринговую фирму Launch Design.
ЗАРУБЕЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО АККУМУЛЯТОРОВ
В Европе CATL работает над планом по строительству совместного завода по производству аккумуляторов в Испании с Stellantis. Эта сделка может быть завершена не позднее января, сказал Цзэн.
CATL управляет заводом в Германии возрастом в шесть лет, своим первым в Европе, и строит новый завод в Венгрии. Цзэн сказал, что эти заводы станут прибыльными к 2025 и 2026 годам соответственно.
Большой венгерский завод, который начнет производство в следующем году, произведет 100 гигаватт-часов аккумуляторов на значительно более низкой себестоимости, чем завод в Германии, сказал Цзэн.
Заводы являются частью плана CATL по производству аккумуляторов в Европе для автопроизводителей, таких как BMW, Stellantis и Volkswagen.
Цзэн сказал, что европейский бизнес CATL важен, поскольку регион отдал предпочтение переходу на чистую энергетику. Но он назвал решение ЕС ввести тарифы до 45,3% на китайские импорты электромобилей 'глупым мышлением'.
Европейские автопроизводители были бы в выигрыше, если бы сотрудничали с китайскими автопроизводителями, как это сделал Stellantis с китайской Leapmotor, чтобы вывести на рынок более доступные электромобили или автомобили с дальнейшей дальностью хода, сказал он.
'На этой битве, фактически, Китай более продвинут', - сказал Цзэн. 'Почему бы не поучиться у нас?'
Комиссия ЕС отказалась комментировать.
ЛИТИЕВАЯ ДОБЫЧА И БУДУЩЕЕ АККУМУЛЯТОРОВ
Цзэн сказал, что он остановил производство на огромном литиевом хабе CATL в южной китайской провинции Цзянси в сентябре из-за падения цены на карбонат лития, достигнув своей цели. Он начал проект в 2022 году, когда цены росли.
Вмешательство CATL было направлено на 'радикальное снижение стоимости', сказал он.
CATL столкнулась с критикой в Китае со стороны конкурентов и других лиц, утверждающих, что ее размер дает ей власть над ценообразованием на минералы для аккумуляторов или возможность вытеснить конкурентов.
Цзэн сказал, что CATL не стремится вытеснить конкурирующих шахтеров из бизнеса, сбивая цены на литий, и признает необходимость прибыльной цепочки поставок. 'Как крупный игрок в области аккумуляторов, мы хотим сохранить, или сделать все возможное, чтобы сохранить кислород для всех', - сказал Цзэн.
Причина приостановки производства не была сообщена. CATL сказала, что проводит 'регулирование' производства, когда впервые объявила об этом в сентябре.
Завод Yichun CATL также столкнулся с повышенными затратами из-за зависимости от твердого типа руды лития, сказали аналит