НИНДЭ, Китай (Reuters) - CATL, крупнейший производитель аккумуляторов в мире, рассмотрит возможность строительства завода в США, если избранный президент Дональд Трамп откроет двери для китайских инвестиций в цепочку поставок электромобилей, заявил Робин Цэн, основатель и председатель компании, в интервью Reuters.
"Изначально, когда мы хотели инвестировать в США, правительство США отказалось", - сказал китайский миллиардер на прошлой неделе в интервью. "Для меня очень важно быть открытым".
Китайские производители электромобилей и аккумуляторов были исключены с американского рынка из-за различных протекционистских торговых мер, поддерживаемых как демократами, так и республиканцами, включая Трампа, который начал более широкую торговую войну с Китаем во время своего первого президентского срока, начиная с 2017 года. Китайские фирмы, производящие электромобили и аккумуляторы, сильно субсидируемые своим правительством, столкнулись с одними из самых высоких торговых барьеров из-за конкурентных и национально-безопасностных соображений.
Китайские аккумуляторы не соответствуют требованиям по получению субсидий на электромобили, принятых во время администрации Байдена, который также запретил любые автомобили с китайской технологией связанных автомобилей. Импорт китайских электромобилей облагается таможенной пошлиной в размере 100%, что фактически является запретом.
Принятый республиканцами закон, противоречащий Белому дому Байдена, еще дальше ограничивает стимулы к покупке электромобилей, работающих на китайской батарейной технологии, лицензированной американскими компаниями, такими как Ford и Tesla.
Торговые барьеры заблокировали некоторые ведущие компании по производству аккумуляторов и электромобилей в мире, включая CATL и ее крупнейшего конкурента по производству аккумуляторов BYD, которые в противном случае могли бы ускорить переход США на электромобили. В отличие от CATL, BYD также производит электромобили и теперь конкурирует с Tesla за лидерство в глобальных продажах электромобилей.
Трамп хочет предотвратить импорт китайских автомобилей, но заявил, что остается открытым для китайских автопроизводителей для строительства автомобилей в Соединенных Штатах. Трамп сказал Reuters в августовском интервью: "Мы будем предоставлять стимулы, и если Китай и другие страны захотят приехать сюда и продавать машины, они будут строить здесь заводы, и они будут нанимать наших рабочих".
Такие комментарии поддерживают интерес Цэна к расширению CATL в США. "Я надеюсь, что в будущем они будут открыты к инвестициям", - сказал он.
Комментарии Цэна стали первыми, сделанными крупным китайским поставщиком для американских автопроизводителей с момента победы Трампа на выборах 5 ноября. Избирательный штаб Трампа не немедленно отреагировал на запрос о комментарии во вторник.
CATL ограничила свое присутствие на американском рынке на сделках по лицензированию производства аккумуляторов. Ford открывает завод в Мичигане для производства недорогих литий-фосфатных аккумуляторов в рамках сделки по лицензированию с CATL для своих моделей Mustang Mach-E и F-150 Lightning pickup.
Tesla имеет аналогичное соглашение по лицензированию технологии CATL для производства аккумуляторов в Неваде. Ожидается, что эта операция начнется в 2025 году, сообщил Reuters человек, знакомый с ситуацией. Дата запуска не была ранее сообщена.
Цэн, который говорил с Reuters в четверг недалеко от штаб-квартиры CATL в Нинде, на юго-востоке Китая, сказал, что сделка по лицензированию с Tesla позволит генеральному директору Элоуну Маску сосредоточить свои капиталовложения на искусственном интеллекте и автономных транспортных средствах.
CATL является крупным поставщиком для Tesla для китайского завода производства электромобилей, самого крупного и прибыльного у Tesla.
Цэн, который встретился с Маском, когда тот посетил Пекин в апреле и часто разговаривал с ним, сказал, что согласен с взглядом основателя Tesla на потенциал технологии автономных транспортных средств на основе ИИ.
Технология самоуправляющих автомобилей Tesla полностью зависит от камер и ИИ в надежде на создание доступных автономных транспортных средств, которые могут продаваться в больших объемах. Ее конкуренты в основном создают более дорогие автомобили с многочисленными слоями избыточной технологии для обеспечения безопасности и используют их для работы такси или доставки.
"Он полностью поглощен этим", - сказал Цэн о стратегии Маска. "Я думаю, это правильное направление".
Однако Цэн сказал, что напрямую сообщил Маску, что его ставка на цилиндрический аккумулятор, известный как 4680, "провалится и не будет успешным".
"У нас был большой дебат, и я ему показал", - сказал Цэн. "Он молчал. Он не знает, как делать аккумуляторы. Это о электрохимии. Он хорош в чипах, программном обеспечении, аппаратных средствах, механических вещах".
Маск и Tesla не немедленно ответили на запрос о комментарии во вторник.
Цэн сказал, что также спрашивал у Маска о установлении нереалистичных сроков для внедрения новых автомобилей или технологий в Tesla. Он сказал, что Маск сказал ему, что хотел мотивировать и сосредоточить сотрудников Tesla, и что все, что выходит за рамки двухлетнего периода, можно считать "бесконечностью".
"Его проблема в том, что он обещает слишком много. Я говорил с ним", - сказал Цэн. "Может быть, что-то требует пяти лет. Но он говорит два года. Я точно спросил его, почему. Он сказал мне, что хочет подтолкнуть людей".
Маск в прошлом месяце пообещал выпустить полностью автономные версии своих моделей Model 3 и Model Y в следующем году в Техасе и Калифорнии, а также выпустить двухместный роботакси "Cybercab" без руля и педалей в 2026 году. Это заявление вызвало скепсис у инвесторов, которые уже десятилетие слышат об обещаниях Маска о самоуправляемых Tesla.
Цэн не упоминал о конкретных неисполненных обещаниях Маска, но сказал: "Возможно, сам Маск считает, что на это нужно пять лет, но если вы верите ему, когда он говорит два года, вы столкнетесь с большими проблемами. Направление верное".
(Репортаж Чжан Ян и Кевин Кролики в Нинде; Дополнительное сообщение Дэвида Шепардсона в Вашингтоне; редактирование Брайана Тевено и Мэттью Льюис)