Традиционно проходившая в декабре конференция по возобновляемой энергетике неожиданно вышла за рамки своей темы и дала спикерам повод пообсуждать более глобальные вопросы отечественной электроэнергетики. В ходе этой дискуссии два чиновника Минэнерго - Евгений Грабчак и Андрей Максимов выступили в качестве героев фильма "Люди в черном", стерев коллегам-энергетикам память о щедрых на доходности былых временах фразой: "Как раньше, уже не будет".
За день до этого стало известно, что Минэнерго хочет давать отобранным на конкурсах проектам новой генерации доходность 8% годовых вместо 14% ранее.
Что за дискуссия развернулась в электроэнергетике, и какие события к ней привели, разберемся в итогах 2024 г.
ПРЕДЫСТОРИЯ
После реформы российской электроэнергетики в середине 2000-х одними из главных инструментов финансирования отрасли стали механизмы целевых платежей оптового рынка мощности. Таким образом оплачивались договоры о предоставлении мощности (ДПМ), по которым за 2007-2020 гг. было построено около 30 ГВт новой мощности на общую сумму более 1,1 трлн руб. (по данным Центра финансовых расчетов). Затем ДПМ был распространен на возобновляемую энергетику, проекты модернизации ТЭС, через платежи крупных потребителей точечно финансировались объекты за пределами оптового рынка, например, четыре электростанции "Интер РАО" в Калининградской области.
"Все приходят с ДПМ. Оно понятно, ясно для всех", - говорил на упомянутой конференции по ВИЭ директор департамента Минэнерго Максимов.
Механизм действительно был в целом простым и понятным: он обеспечивал энергетикам почти беспроигрышные условия - гарантированный возврат инвестиций с доходностью до 14% и сроком окупаемости в пределах десяти лет.
Задержки с вводами объектов по ДПМ, за которыми следовали штрафы для энергетиков, случались и в первой программе. Но настоящие проблемы начались в ее второй части, связанной с модернизацией тепловых мощностей.
ВОССТАНИЕ МАШИН
"В ходе реализации текущих инвестпроектов (необходимо модернизировать и построить 46 ГВт) нашими генкомпаниями заявляются нарушения контрактных сроков поставки основного и вспомогательного оборудования, соответственно, приводящих к срыву сроков реализации этих объектов. По ряду проектов - более чем на год", - заявил осенью на одном из заседаний комитета Госдумы по энергетике замглавы Минэнерго Грабчак.
В 2023 г. Минэнерго РФ уже согласовало некоторым компаниям выход из проектов модернизации. На сегодняшний момент рассматриваются еще 17 проектов общей мощностью порядка 2 ГВт, говорил в ноябре Грабчак. На ближайшем заседании правкомиссии по электроэнергетике будут рассмотрены 15 из них. В частности, о желании выйти из части своих проектов заявляла En+ Group. "Есть несколько проектов, реализация которых в сложившихся условиях стала нецелесообразной", - говорил журналистам гендиректор компании Владимир Колмогоров.
Всего же число проектов модернизации, по которым зафиксированы срывы сроков поставки оборудования, превышает 30 объектов общей мощностью более 9 ГВт. Причем сроки задержек составляют от 100 до почти 1000 дней, говорилось в презентации "Совета производителей энергии" (объединяет крупнейшие генерирующие компании РФ), показанной на одном из заседаний в Совете Федерации.
Больше всего жалоб у энергокомпаний на "Силовые машины".
Рассказывая обо всем этом в Госдуме, Грабчак предложил транслировать на производителей энергооборудования часть штрафных санкций, с которыми сталкиваются генерирующие компании за срыв сроков ввода объектов модернизации. Этот вопрос попал в повестку ближайшего заседания правкомиссии по электроэнергетике 26 декабря.
"В условиях отсутствия обязательств по срокам реализации оборудования мы можем иметь неприятные последствия с точки зрения покрытия спроса соответствующих потребителей", - предупредил Грабчак.
Правда, по мнению парировавшего ему директора департамента Минпромторга Михаила Кузнецова, это скорее приведет к тому, что российские машиностроители просто перестанут заключать договоры поставки оборудования российским генерирующим компаниям. "Вряд ли производитель оборудования будет готов нести ответственность суммарно больше, чем общая стоимость договора поставки оборудования", - ответил он.
При этом задержки с поставками оборудования - не единственная проблема. Заботит энергетиков также резкий рост его стоимости.
Грабчак в Госдуме привел данные анализа за 2021-2023 гг., согласно которым средний рост таких затрат за этот период составил более 70%. В частности, стоимость сервисного и технического оборудования паросиловых установок в среднем возросла на 45%, котельного оборудования - на 56%, ПГУ и ГТУ иностранного производства, где сервис оказывается российскими компаниями - на 118%.
Замминистра также отметил рост стоимости комплектующих и материалов: литых заготовок - в 2,5-3 раза, вспомогательного котельного оборудования - в 2 раза, трубной и металлопрокатной продукции - до 2 раз.
Отдельной проблемой является ограниченное количество производителей энергооборудования, что исключает возможность оптимизации производственных процессов и по сути ограничивает конкуренцию, отметил Грабчак: "Энергетики находятся в ценопринимании".
Минпромторг на заседании в Госдуме избыточный рост цен на оборудование не признал. "Вряд ли мы можем частным преимущественно компаниям указать, какой у них индекс стоимости конечной продукции", - сказал в ответ Кузнецов, предложив смотреть "не просто на голые цифры по росту стоимости оборудования, а на то, какой вклад изменение этой стоимости может повлечь за собой в рамках индексации тарифов".
ГОТОВЫ ЛИТЬ
Ожидается, что ситуация с энергооборудованием улучшится в 2025 г. Некоторый оптимизм по этому поводу высказал глава новой компании "Интер РАО - Машиностроение" Михаил Лившиц на все том же заседании в Госдуме.
"Интер РАО" давно уже обозначила для себя приоритетным машиностроительное направление и в 2024 г. продолжила консолидировать активы в этой отрасли, добавив в свой портфель "Уральский турбинный завод" и НПО "Элсиб".
"По основному турбинному оборудованию в следующем году уже увидим стабилизацию в части сервисного обслуживания", - пообещал Лившиц.
По его словам, решена задача по компонентам горячего тракта. "В моем понимании, сегодня как раз эта часть обслуживания работы газовых турбин у нас вполне себе закрыта. Есть три-четыре компании", - отметил топ-менеджер.
"Что касается изготовления литья, то есть система, которая называется освоение. Мы ее не можем ускорить быстрее, чем это принято в машиностроении", - перешел Лившиц к проблемам, добавив к этому, что "вполне достойное литье" уже работает на заводе "ОДК-Сатурн".
"Я думаю, что скоро мы увидим работающую "литейку" на "Силмаше", - поделился он ожиданиями.
В 2025 г. "Газпром энергохолдинг" планирует запуск литейного комплекса по производству лопаток газовых турбин в Тульской области.
Остается проблема с обслуживанием газовых турбин Siemens, они относятся к поставкам комплектующих, рассказал Лившиц.
Минпромторг, в свою очередь, ведет переговоры с компаниями о судьбе уже ввезенных в РФ, но не установленных иностранных турбин, для использования их в ремонтах и сервисном обслуживании. Такая, в частности, есть у "Татэнерго", добавил представитель ведомства Кузнецов.
В уходящем году на ТЭС Ударная в Краснодарском крае начала работу долгожданная турбина "Ростеха" ГТД-110М. В первой половине 2025 г. ожидается завершение изготовления головного образца турбины ГТЭ-65 "Силовых машин". Правда Кузнецов посетовал, что Минпромторг до сих пор не видит контрактов на ее поставку.
ДЕФИЦИТ, ДЕФИЦИТ, ДЕФИЦИТ
Словом года в российской электроэнергетике вполне можно признать "дефицит".
Рост энергопотребления в РФ в 2024 г. составит не менее 3%. Среднегодовой прирост энергопотребления до 2030 г. "Системный оператор" оценивает в 2,1%. В отдельных регионах энергопотребление увеличивается и более быстрыми темпами, например, на Дальнем Востоке - выше 5%.
"Тот спрос, на который мы ориентируемся, довольно консервативный. И, возможно, нам придется его корректировать в течение, как минимум, горизонта планирования генсхемы, с учетом тех тенденций, реализации крупных проектов, о которых коллеги из смежных министерств заявляют", - предупреждал депутатов в конце года Грабчак.
В течение 2024 г. правительство РФ планировало решить проблему дефицита электроэнергии в трех регионах страны, где она обозначилась особо остро. Предполагалось провести конкурсы на строительство новой генерации в Юго-Восточной части Сибири (около 1,23 ГВт), на Дальнем Востоке (до 2 ГВт) и на Юге РФ (около 2 ГВт). Позже к этому списку добавилась Москва (около 3 ГВт).
Сибирский конкурс удалось провести в два этапа. Необходимую генерацию построят "ТГК-14", En+ Group и "Интер РАО".
Сложнее оказалась ситуация на юге РФ, где в июле после сбоя в работе Ростовской АЭС пришлось вводить графики отключения электроэнергии. На конкурсный отбор, проведенный в августе, никто не пришел, что вынудило правительство принимать решение в ручном режиме.
Как сообщал Грабчак журналистам на следующий день после соответствующего заседания правкомиссии по электроэнергетике, было поддержано решение с быстровозводимой генерацией. Инвесторами станут "Технопромэкспорт", "Газпром энергохолдинг" и "Интер РАО".
Однако, судя по всему, строительство этих объектов пока не началось. Почему, рассказал гендиректор "Газпром энергохолдинга" Денис Федоров: "Потому что нет решения по доходности. Минэнерго со своей стороны предлагает 8%. Если мы уходим с 14% до 8%, то это убыточные проекты".
По словам Федорова, решение по доходности отложено до 2026 г.
Такая ситуация, впрочем, не устраивает Минэнерго. Грабчак еще осенью допустил, что инвесторы в дальневосточную генерацию также будут выбраны в ручном режиме. Пока, судя по материалам к правкомиссии, все же планируется конкурсный отбор - отдельно для тепловой и возобновляемой генерации. "РусГидро", "Сибирской генерирующей компании" и "АЛРОСА" предложено присмотреться к участию в этом конкурсе.
Также в ручном режиме планируется решить вопрос надвигающегося энергодефицита в московском регионе. Этой проблемой могут заняться "Газпром энергохолдинг", "Интер РАО" и "Россети".
Но даже по мере принятия правительством решений о строительстве новой генерации потребности в энергомощностях продолжают увеличиваться. В повестку ближайшей правкомиссии по электроэнергетике внесен вопрос о строительстве еще 1,2 ГВт мощностей и линий постоянного тока на 1,5 ГВт для покрытия энергодефицита в Юго-Восточной части Сибири до 2030 г.
ОБЕЩАНИЯМИ БОЛЬШЕ НЕ ПЛАТИТЬ
По прогнозу "Системного оператора", представленному в СИПРе 2025-2030 гг., потребность в инвестициях на строительство генерирующих мощностей и электросетей напряжением выше 220 кВ до 2030 г. составляет почти 6 трлн руб. И с учетом текущей инфляции и других факторов эта цифра почти наверняка будет стартовой.
Как дали понять в Минэнерго в последние недели 2024 г., энергетикам больше не стоит рассчитывать на безусловное покрытие инвестиций за счет платежей оптового рынка мощности.
"Мы в этих разговорах потеряли гидроэнергетику, в разговорах об окупаемости ГЭС, кто будет вкладываться в водохранилища, где взять деньги. Опять мы идем к этим разговорам", - отчитывал Грабчак коллег-генераторов на конференции ВИЭ.
"Энергетика - это поддерживающая отрасль для экономики и не должна становиться центром формирования прибыли", - подчеркнул он, отметив, что у генерирующих компаний уже не получится высокодоходно и максимально быстро возвращать свои инвестиции.
Замминистра обозначил другие способы финансирования энергетики, по его словам, уже представленные правительству.
В первую очередь, это фабрики проектного финансирования. Похоже, одной из первых этим инструментом воспользуется "РусГидро", акционеры которой на недавнем внеочередном собрании одобрили привлечение у синдиката в составе ВЭБа, Сбербанка и ВТБ кредита на 79 млрд руб. для проекта расширения Партизанской ГРЭС.
Коллега Грабчака Максимов на конференции ВИЭ отметил, что ведомство пока не видит должной работы по привлечению финансирования через институты проектного финансирования, а также через софинансирование или льготное кредитование. Упомянул он и возможность прямых договоров с потребителями.
Помимо этого, рассматриваются налоговые льготы и направление прибыли компаний вместо дивидендов на инвестиционные цели, перечислял Грабчак.
"Дискуссия явно будет непростой. Я коллег сразу об этом предупреждаю. Вести себя как раньше мы точно уже не будем. Обещаниями про будущее нас теперь точно кормить не стоит", - обозначил позицию своего ведомства Максимов.
ДОРОГОЕ НАШЕ БУДУЩЕЕ
К концу года Минэнерго заняло достаточно жесткую позицию по отношению к энергокомпаниям. Ответ Грабчака на один из вопросов на форуме прозвучал как программное заявление. Приводим его с незначительными сокращениями, не повлиявшими на смысл сказанного:
"Коллеги, еще раз, не получилось прийти (на конкурсные отборы мощностей - ИФ), придется регуляторную машину включать. Сейчас не до жиру. Я понимаю коллег банкиров, которые говорят: "несите нам окупаемость не хуже, чем по другим высокодоходным отраслям". Вопрос: а готовы ли вы точечно платить за электроэнергию в три раза больше? Знаете, когда ЦОДы строят, в том числе для банков, приходят за госсубсидиями. Говорят: "Нет, дорогая энергия, подключите нас на сети ФСК (магистральные сети "Россетей", их тарифы не включают в себя перекрестное субсидирование, как на распределительных сетях - ИФ)". Слушайте, энергия денег стоит. Эра дешевой энергии закончилась. Давайте к этому привыкать. Если вы как потребитель готовы платить в два раза больше, то мы как отрасль готовы будем и инвестиции окупать. А так давайте смотреть, кого ущемлять.
Когда идет шантаж государства, и говорят: "А мы не придем, потому что вы нам малую доходность дали". Ну тогда государство будет по-другому разговаривать, и про конкурсы будем забывать".
Судя по всему, вечная дискуссия - кому и сколько платить за энергию - проще в ближайшее время станет.