(Bloomberg) -- Автомобильная индустрия Германии находится в кризисе. Продажи снизились, а затраты на производство выросли, оставив Volkswagen AG, Mercedes-Benz Group AG и сотни поставщиков деталей опасно позади в переходе к электромобилям.
Теперь, когда президент США Дональд Трамп угрожает тарифами на их автомобили, руководители надеются на выборы в воскресенье, чтобы новое правительство Германии облегчило их страдания.
Ставки не могут быть выше. Самая крупная экономика Европы находится в центре промышленного спада, вызванного подъемом передового китайского производства и последовательными кризисами - от пандемии до прекращения поставок дешевого российского газа. Без новых стимулов Германия рискует потерять десятки тысяч рабочих мест в производстве в пользу наций с более низкими издержками, активно лоббирующих инвестиции.
Нам нужен экономический поворот сейчас, - сказала Хильдегард Мюллер, возглавляющая автомобильную лобби Германии VDA. Следующее правительство, добавила она, должно упростить бюрократию и стимулировать рост, чтобы сделать Германию снова конкурентоспособной. Прогноз для автомобильной индустрии Германии, которая составляет около 5% экономики и занимает почти 780 000 человек, уныл. Автопроизводители сейчас сокращают издержки, перестраивают свои портфели продуктов и меняют топ-менеджмент после серьезного удара от нарастающей конкуренции в Китае и уменьшающегося спроса на электромобили в Европе. Настроение достигло нового минимума.
Тем не менее, политические партии Германии пока не придумали больших планов, чтобы вернуть автомобильную индустрию на плав. Перед грядущими выборами это ключевые вопросы, которые беспокоят автомобильных руководителей:
Торговые войны
Примерно три четверти автомобилей, собранных в Германии, отправляются за рубеж, что делает автомобильную индустрию особенно уязвимой к растущим торговым барьерам. Решение Трампа ввести 25% тарифы на импорт стали и алюминия, начиная с следующего месяца, добавило напряжения, которые накапливались с момента его возвращения в Белый дом. Президент США также угрожал штрафами Канаде и Мексике, где Volkswagen, BMW и Mercedes имеют заводы, а также Европейскому союзу. Тарифы на автомобили могут достигнуть около 25%, - сказал Трамп во вторник.
Немецкие автомобильные руководители неоднократно высказывались против тарифов, включая таможенные пошлины ЕС на китайские электромобили, при этом генеральный директор BMW Оливер Ципс ранее в этом месяце назвал свободную торговлю одним из самых важных двигателей роста и прогресса.
Сильный спрос США на крупные внедорожники и его медленный переход к электромобилям делают его прибыльным рынком для BMW, Porsche и Mercedes для продажи своих высоко-маржинальных моделей с двигателями внутреннего сгорания. Немецкие автопроизводители имеют несколько заводов в США, где они производят автомобили как для местных покупателей, так и для экспорта, что означает, что последствия торгового спора могут усугубиться, если Европа примет контрмеры - сценарий, который становится все более вероятным.
Европа ответит, - сказала Бенедикт Лоу, стратег по акциям в BNP Baripas, в интервью Bloomberg Television на прошлой неделе, добавив, что она ожидает, что переговоры между Брюсселем и Вашингтоном затянутся на некоторое время.
Канцлер Олаф Шольц сигнализировал, что он готов поддержать европейский ответ. Руководители будут надеяться, что Фридрих Мерц, кандидат от Христианско-демократического союза, который является фаворитом на его замену, примет более примирительный тон в случае избрания. Бывший председатель наблюдательного совета немецкого подразделения Blackrock Inc., Мерц, выразил более оптимистичное мнение о Трампе, назвав его очень предсказуемым лидером с четкой повесткой дня.
Высокие издержки
Предсказуемость - ключевая тема для руководителей индустрии, особенно когда речь идет о издержках производства. Они в основном жалуются на цены на энергию, которые выросли после вторжения России в Украину, ударив по поставкам дешевого газа по трубопроводу в Германию. Германия по-прежнему сильно полагается на ископаемые топлива, чтобы обеспечивать электричество, особенно зимой.
Цены на электроэнергию в Германии примерно втрое выше, чем в США и Китае, и все еще примерно на 40% выше, чем в соседней Франции, которая полагается на десятки атомных реакторов для дешевой и стабильной энергии. Все основные партии пообещали сократить издержки на энергию, но они разнятся во мнениях о том, как это сделать. В то время как Социал-демократическая партия Шольца выступает за увеличение доли возобновляемых источников и установку предела на плату за электросеть, Мерц предложил пересмотреть решение Германии о выходе из атомной энергетики.
Германия - одна из последних настоящих промышленно развитых стран Европы, где Salzgitter и BASF поставляют сталь и химикаты для автомобильной промышленности страны, - сказал Матиас Шмидт, независимый автоаналитик, базирующийся недалеко от Гамбурга. Низкие издержки на энергию или хотя бы стабильность цен имеют первостепенное значение.
Опасная зависимость от Китая
Китай - крупнейший одиночный рынок для большинства немецких автопроизводителей, которые генерируют значительную долю своих доходов и прибыли в этой азиатской стране. Но они борются с нарастающей конкуренцией, слабым потребительским спросом на роскошные товары и ожесточенной войной цен на электромобили, начатой Tesla Inc. и местными производителями, включая BYD Co.
Правительство Шольца пыталось перезагрузить отношения с Китаем и призвал немецкие компании сократить свою экспозицию там, после того как война в Украине показала опасность слишком большой зависимости от России для газа. Мерц высказал подобное предупреждение в прошлом месяце, назвав инвестиции в Китай большим риском.
Но немецкие автопроизводители не отступают. Они увеличивают инвестиции и рассчитывают на партнерство с местными компаниями, чтобы вернуть рыночные доли. Volkswagen, у которого более трех десятков заводов в Китае, стремится увеличить продажи автомобилей в стране до около 4 миллионов ежегодно к 2030 году, с 2,93 миллиона в прошлом году, в то время как BMW планирует инвестировать еще 20 миллиардов юаней ($2,7 миллиарда) в свою производственную базу в Шэньяне по мере увеличения местного производства электромобилей.
Замедление электромобилей
Германия потеряла свое звание крупнейшего рынка электромобилей в Европе на прошлый год, когда продажи рухнули после того, как правительство Шольца неожиданно отменило субсидии. Крупные автопроизводители, включая Volkswagen и Mercedes, с тех пор отошли от своих стратегий электрификации, ссылаясь на неудовлетворительный спрос. Porsche ожидает удар в размере 800 миллионов ($837 миллионов) в этом году за расширение своего портфеля с большим количеством моделей с двигателями внутреннего сгорания и гибридными моделями. Проблемы с переходом на электромобили стоили дорого роскошному бренду в Китае, где его поставки сократились на 28% в прошлом году.
Стратегический сдвиг Porsche отправляет четкое сообщение о том, что немецкие автомобили, работающие на бензине, могут получить продление срока службы, и я ожидаю, что правительство под руководством Мерца поддержит эту инициативу, - сказал Шмидт.
Консерваторы Мерца хотят продавать новые автомобили с двигателями внутреннего сгорания после запланированного запрета ЕС к 2035 году, в то время как Шольц призвал к налоговым льготам для электромобилей, чтобы возродить продажи батарейных автомобилей. Обе партии аргументировали, что автопроизводителей не следует наказывать крупными штрафами за невыполнение более строгих целей по выбросам ЕС на текущий год.
Бюрократия
Илон Маск, который подогрел немецкую кампанию, поддержав крайне правую партию AfD, был одним из самых активных борцов против немецкой бюрократии после того, как бюрократия задержала строительство завода Tesla под Берлином. Он не одинок: VDA призвал Берлин ускорить процессы выдачи разрешений, сократить избыточные требования к документам и гарантировать, что Брюссель не установит дополнительных бюрократических препятствий, задушивающих рост.
Все крупные партии пообещали сократить бюрократию, включая Социал-демократическую партию Шольца и Зеленых. Мерц ведет кампанию на программе, которая включает в себя снижение налогов, ограничение регулирования и только базовые социальные пособия. Но его консерваторы также неохотно снижают обязательные ограничения на общественные расходы страны, известные как "тормоз долгов", которые, по мнению большинства аналитиков, необходимы для возвращения страны к росту.
Германии нужен стимул, но вопрос в том: хватит ли денег в бюджете на