Частная космическая миссия приземлилась на Луну, поскольку растущий флот компаний спешит достичь лунной поверхности.
Стартап Firefly Aerospace из Техаса стал только второй коммерческой космической компанией, совершившей посадку на Луну после того, как его роботизированный аппарат Blue Ghost приземлился в воскресенье.
Миссия, совместно с Nasa, приземлилась в 8:34 по времени Великобритании после полета, начавшегося с запуска 15 января.
Аппарат несет инструменты и оборудование Nasa, включая буровую установку, которая зароет в поверхность Луны для контроля ее температуры.
Овации раздались сотрудникам Firefly и зрителям на просмотре в штаб-квартире компании в Техасе после того, как диспетчер полетов объявил: «Мы на Луне!»
Компания Intuitive Machines из Хьюстона стала первой частной компанией, совершившей посадку роботизированного аппарата на Луну в 2024 году. Однако миссия Intuitive Machines была вынуждена завершиться раньше после того, как ее посадочный модуль опрокинулся.
В отличие от Blue Ghost, который, как планировалось, казалось, приземлился вертикально в большом бассейне на Маре Кризиум на ближней стороне Луны, которую можно увидеть с Земли невооруженным глазом.
Миссия посадки ожидается продлиться две недели. Она частично финансировалась Nasa, поскольку агентство возобновляет усилия по высадке людей на Луну впервые с 1972 года.
План был критикован Илоном Маском, генеральным директором SpaceX, который также является тайным советником по эффективности правительства Дональда Трампа. Мистер Маск назвал Луну отвлечением в январе, написав на своей социальной сети X: «Мы сразу летим на Марс».
Blue Ghost - один из трех аппаратов, планирующих достичь Луны в ближайшие два месяца. Intuitive Machines предпримет вторую попытку 6 марта, в то время как японская компания Ispace планирует отправить аппарат в апреле после неудачной попытки в 2023 году.
Джейсон Ким, генеральный директор Firefly, сказал Bloomberg: «Я вижу, что мы можем запускаться и приземляться на Луне каждый год и начать исследовать создание экосистемы на Луне».
Это важный этап для производителя ракет, у которого была турбулентная история.
Запущенная в 2014 году как Firefly Space Systems, компанию атаковал иск от Virgin Galactic сэра Ричарда Брэнсона, в котором утверждалось, что Том Маркусик, бывший сотрудник Virgin Galactic и соучредитель Firefly, украл коммерческие секреты и злоупотребил конфиденциальной информацией. Мистер Маркусик отрицал обвинения.
В 2016 году ключевой инвестор отказался, вынудив компанию отправить в отпуск всех 150 сотрудников и прекратить инженерные работы. Бизнес был ликвидирован в 2017 году, а затем возродился как Firefly Aerospace.