С установкой тарифов президента Трампа теперь тысячи компаний будут вынуждены платить цену, и сцена готова к следующему акту драмы: особые привилегии, исключающие определенных заявителей из наказания, давая им преимущество перед менее удачливыми конкурентами.
Через один день после введения новых тарифов на большинство импорта из Канады и Мексики, администрация Трампа заявила, что предоставляет одномесячное исключение трём отечественным автопроизводителям, General Motors, Ford и Stellantis. Это означает, что автомобили, которые они производят на заводах в Мексике и Канаде и импортируют в Соединенные Штаты, пока не будут подвергаться тарифам, при условии, что эти автомобили соответствуют определенным правилам внутреннего содержания.
Это может показаться разумным периодом ожидания для важной отрасли, которая, вероятно, пострадает от новых тарифов. Это также может предотвратить поднятие цен на импортированные автомобили, которое может составить от 4000 до 12000 долларов.
Подробнее: Что означают тарифы Трампа для экономики и вашего кошелька
Но этот процесс исключения, который Трамп широко использовал, когда он вводил тарифы в свой первый срок, искажает систему в пользу тех, кто способен повлиять на правила игры.
Процесс исключения непрозрачен и, предположительно, может быть подвержен политическому фаворитизму, пояснил Институт международной экономики Питерсона в отчете 2019 года о тарифах, введенных Трампом в свой первый срок. Решения о предоставлении или отказе в исключениях не объясняются, но результаты приносят реальные деньги счастливым заявителям и отнимают реальные деньги у неудачливых.
Процесс тарифов позволяет импортерам просить правительство о исключениях, и анализ Питерсона 2019 года показал, что первый административный период Трампа удовлетворил около 35% запросов. Отчеты того времени подчеркивали смущенных руководителей, пытающихся разобраться, как работает процесс исключения, и нанимающих торговых специалистов, которые могли бы оказать влияние на торговых мандаринов Трампа.
Согласно аналитическому инструменту QuantGov, тарифы, которые Трамп ввел против Китая в свой первый срок, вызвали более 52 000 запросов на исключение. Администрация Трампа удовлетворила около 6400 из них.
Аналогичный анализ показал, что тарифы на сталь и алюминий, введенные Трампом в 2018 году, вызвали 72 771 запрос на исключение. Администрация Трампа удовлетворила около половины этих запросов, или более 35 000.
Последнее исключение для автопроизводителей Детройта демонстрирует, как произвольное решение правительства мгновенно может нарушить конкурентную среду.
Большинство иностранных автопроизводителей, продавающих автомобили в Соединенных Штатах, имеют здесь заводы и производят некоторые из своих моделей в Америке. Некоторые из них также имеют заводы в Мексике и Канаде, где они производят автомобили, которые продаются в Соединенных Штатах. Но Трамп (пока что) не предложил те же исключения от тарифов этим автопроизводителям.
Например, Ford собирает популярный Mustang Mach-E в Мексике. Этот автомобиль должен избежать 25% импортного тарифа, по крайней мере, на месяц. Honda собирает свой кроссовер ADX в Мексике, и этот автомобиль не избежит тарифа. Также не избежат тарифа седан BMW 3 серии, Infiniti QX50, Volkswagen Jetta или Audi Q5, все они собраны в Мексике. Так что, пока действует исключение от тарифа, автомобиль Ford получит значительное преимущество в стоимости перед другими, с которыми он может конкурировать.
Конечно, Трамп мог бы предложить те же исключения от тарифов иностранным автопроизводителям. На самом деле, пресс-секретарь Трампа предположила, что целый ряд исключений от тарифов могут быть введены, как это было в 2018 и 2019 годах. Трамп «готов выслушать о дополнительных исключениях», заявила Каролин Левитт в Белом доме 5 марта.
В этом вся проблема.
Трамп и его торговые шишки могут предложить практически любой фирме исключение или оставить ее облагаемой тарифами. Это создает явный побудительный момент для бизнеса подчиняться Трампу, будь то это хорошо для бизнеса или нет. Трамп не стесняется использовать свое влияние, чтобы наказывать критиков, распространять заговоры и преследовать нерелевантные цели, и тарифы могут быть мощным рычагом.
Сам Трамп говорит, что он хочет вернуть производство автомобилей и многих других товаров обратно в Америку. Это может быть частью его мотивации. Но чем больше тарифов вводит Трамп, тем больше власти он имеет над американскими компаниями и всем, что они представляют.
Настоящая причина, по которой Трамп может считать тариф самым прекрасным словом в словаре, заключается в том, что оно приводит тысячи просящих его за милость.
Рик Ньюман - старший колумнист Yahoo Finance. Следите за ним в Bluesky и X: @rickjnewman.
Нажмите здесь, чтобы получать политические новости, касающиеся бизнеса и денежной политики, которые определят котировки акций завтра.
Читайте последние финансовые и бизнес-новости от Yahoo Finance