Министерство финансов России в I квартале 2025 года разместило облигации федерального займа (ОФЗ) на общую сумму 1,389 трлн рублей по номиналу (без учета дополнительных размещений после аукционов 26 марта) при квартальном плане в 1 трлн рублей по номиналу. Объем выручки (объем средств, вырученных от продажи ОФЗ по рыночной стоимости) составил 1,089 трлн рублей.
При этом перевыполнения квартального плана размещения нового госдолга почти на 39% Минфину удалось достичь лишь за счет продажи облигаций с фиксированной ставкой купона (ОФЗ-ПД), без привлечения ценных бумаг с плавающим купоном (ОФЗ-ПК) или "инфляционных" выпусков (ОФЗ-ИН). Наибольшие объемы размещения ОФЗ на первичных аукционах в I квартале были зафиксированы 12 марта (на сумму 245,535 млрд рублей по номиналу при выручке 218,753 млрд рублей) и 12 февраля - на сумму 224,758 млрд рублей по номиналу и выручке 163,294 млрд рублей.
В целом ситуация на рынке внутреннего госдолга как в первичном сегменте, так и на вторичных торгах заметно улучшилась после состоявшегося 12 февраля телефонного разговора президента России Владимира Путина с главой США Дональдом Трампом, что вселило в участников рынка надежду на скорое снижение геополитических рисков. В результате за период всего около полутора месяцев ценовой индекс гособлигаций RGBI вырос на 7,5% (до 110,8 пункта), а доходность индексного портфеля опустилась более чем на 1,7 процентного пункта - до 15,46% годовых.
Минфин РФ в среднесрочной перспективе будет стремиться к тому, чтобы доля облигаций федерального займа с плавающим купоном в структуре внутреннего госдолга была на уровне около 30%, сообщил журналистам в начале марта замминистра финансов Владимир Колычев. Добившись исполнения прошлогодней программы заимствований за счет массированного размещения флоатеров в декабре, Минфин с начала этого года не размещал ОФЗ-ПК, предлагая рынку только облигации с фиксированной доходностью.
"В целом флоатеры у нас остаются в загашнике, в нашем арсенале. Это хороший инструмент, который в момент, когда на рынке нестабильность, позволяет, с одной стороны, участникам рынка не набирать процентного риска, а с другой стороны, нам - выполнять программу заимствований. Но при этом мы понимаем, что доля этих инструментов уже в выпущенном госдолге довольно большая, несет, естественно, процентные риски для бюджета. Наши целевые параметры в доле таких инструментов находятся в диапазоне 20-30%, а сейчас мы ближе к 50%, 45% плюс-минус. Поэтому среднесрочно мы будем выходить на что-то возле 30%", - сказал Колычев.
Это предполагает, что Минфин будет преимущественно выпускать инструменты с фиксированной доходностью, но в периоды повышенной волатильности продолжит размещать флоатеры, пояснил замминистра. "В любом случае, ликвидность этого сегмента рынка должна поддерживаться на приемлемом уровне, поэтому так или иначе какое-то фоновое размещение в любом случае будет", - сказал Колычев, отвечая на вопрос о перспективах выхода Минфина на рынок с флоатерами до конца этого года.
С начала этого года Минфин перешел к новой тактике в размещении "классики", регистрируя допвыпуски уже обращающихся ОФЗ и предлагая их рынку на аукционах. Такой шаг - ответ на пожелания рынка, сказал Колычев. При этом, по его словам, Минфин не откажется от практики регистрации и размещения новых выпусков. "И то, и другое (в планах Минфина - ИФ). Мы долго с рынком это обсуждали, это было, в принципе, пожелание рынка - довольно, если можно так сказать, старое. Весь прошлый год нас рынок просил это делать, потому что ликвидность в старых бумагах снизилась", - пояснил замминистра.