Девять из десяти крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний РФ, занимающих почти 90% рынка, завершили 2024 год с чистой прибылью, убедился "Интерфакс", проанализировав их отчетность по РСБУ. В аутсайдерах оказалась только "Россия", убыток которой, тем не менее, сократился более чем в 2 раза.
Самую высокую прибыль сгенерировали "Аэрофлот" (22 млрд руб.), "Уральские авиалинии" (17,5 млрд руб.) и S7 (14 млрд руб.).
Достойный финансовый результат, вероятно, получила и "Победа". После попадания под санкции США компания отказалась от раскрытия финансовой отчетности, при этом, по заявлению ее руководства, 2024 год она завершила с чистой прибылью, немного меньшей, чем годом ранее (21,3 млрд руб.).
Чистый убыток "России" составил 13,2 млрд руб., что в 2,3 раза меньше убытка за предыдущий год. Несмотря на внушительный рост выручки (на 40%, до 167,6 млрд руб.), ее объем оказался меньше себестоимости продаж (172,6 млрд руб.). Серьезное давление на финансовый результат компании, судя по отчетности, оказали прочие расходы (27,7 млрд руб.) и проценты к уплате (9,4 млрд руб.).
По данным Минтранса, суммарно авиакомпании из первой десятки перевезли в 2024 году 97,2 млн человек, что соответствует доле рынка в 87%.
Основные операционные и финансовые показатели авиакомпаний топ-10 за 2024/2023 гг.
Авиакомпания | Пассажиропоток в 2024г (млн чел.) | Динамика к 2023г | Выручка в 2024г (млрд руб.) | Динамика к 2023г | Себестоимость продаж в 2024г (млрд руб.) | Динамика к 2023г | Чистая прибыль/(убыток) в 2024г (млрд руб.) | Чистая прибыль/(убыток) в 2023г (млрд руб.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
"Аэрофлот" | 30 | 19% | 713 | +43% | 668 | +36% | 22 | (29,5) |
"Победа" | 13,7 | +5% | н/д* | н/д* | н/д* | н/д* | н/д | 21,3 |
S7 | 12,9 | -19% | 188 | +1% | 151,8 | -8,5% | 14 | 21 |
"Россия" | 11,5 | +27% | 167,6 | +40% | 172,6 | +23% | (13,2) | (31) |
"Уральские авиалинии" | 9,5 | +1% | 143,4 | +29% | 114,5 | +26% | 17,5 | 17,1 |
"ЮТэйр" | 6,4 | +6% | 79,1 | +21% | 77,8 | +25% | 0,9 | 3,4 |
Nordwind | н/д** | н/д | 66,4 | +27% | 53,5 | +14% | 6,5 | 1,7 |
Smartavia | 3,5 | -7% | 29,7 | +16,5% | 25,5 | +6% | 4,9 | 3,4 |
Red Wings | 2,9 | +7% | 51,5 | +12% | 49,8 | +11% | 4,1 | 4,3 |
"Азимут" | н/д*** | н/д | 29,2 | +14,5% | 31 | +17% | 0,7 | 2,1 |
* Выручка "Победы" в 2023 году составила 92,4 млрд руб., себестоимость продаж - 84,7 млрд руб.
** Nordwind не раскрывала прошлогодний трафик, в 2023 году перевезла 4,3 млн человек.
*** "Азимут" не раскрывал прошлогодний трафик, в 2023 году перевез 2,3 млн человек.
В пределах топ-15, как и год назад, вероятно расположились AZUR air, "Аврора", "АТК "Ямал", Nordstar и "Икар". Первые две компании получили в 2024 году чистый убыток (3,9 млрд руб. и 385 млн руб. соответственно), хотя годом ранее были прибыльными. Остальные завершили прошлый год с прибылью, самый сильный результат (3,7 млрд руб.) - у Nordstar.
Авиакомпания | Пассажиропоток в 2024г (млн чел.) | Динамика к 2023г | Выручка в 2024г (млрд руб.) | Динамика к 2023г | Себестоимость продаж в 2024г (млрд руб.) | Динамика к 2023г | Чистая прибыль/(убыток) в 2024г (млрд руб.) | Чистая прибыль/(убыток) в 2023г (млрд руб.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AZUR air | 2,3 | +20% | 24 | -12% | 24,5 | +2% | (3,9) | 0,02 |
"Аврора" | 1,5 | +13% | 27,6 | +7% | 26,9 | +15% | (0,4) | 3,4 |
АТК "Ямал"* | н/д | н/д | 22,4 | -5% | 21,7 | -3% | 0,4 | (1) |
Nordstar | 1,25 | - | 20,7 | +12% | 19,4 | +12% | 3,7 | 1,6 |
"Икар"** | н/д | н/д | 17,4 | +21% | 13,9 | +19% | 2,4 | 1,8 |
** АТК "Ямал" не раскрывала прошлогодний трафик, в 2023 году перевезла 1,5 млн человек.
** "Икар" не раскрывал прошлогодний трафик, в 2023 году перевез 1,1 млн человек.
Первое полугодие 2024 года все российские авиакомпании закончили с общим операционным убытком в размере 8,6 млрд руб., что в 4,1 раза меньше убытка за тот же период 2023 года, сообщалось в материалах Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Доходы перевозчиков составили 859,9 млрд руб. (+27%), расходы - 868,5 млрд руб. (+21,5%). По итогам 9 месяцев отрасль демонстрировала прибыль, заявляла начальник управления регулирования транспорта Федеральной антимонопольной службы Адиля Вяселева. Рентабельность компаний, по ее словам, составила 10-15%.
В 2024 году общий пассажиропоток российских авиакомпаний вырос на 6%, до 111,7 млн человек: внутренний составил 84,7 млн (+2%), зарубежный - порядка 27 млн (+20,1%). В 2025 году, согласно прогнозу Росавиации, планируется перевезти 109,7 млн пассажиров, что предполагает снижение трафика почти на 2%. Как пояснял руководитель Росавиации Дмитрий Ядров, речь идет "о минимальной планке, которую мы должны обеспечить". Глава Минтранса Роман Старовойт заявлял о целях удержать пассажиропоток на уровне 2024 года.