Тим Хепер, Джоанна Плучинска и Элисон Ламперт
(Рейтер) - Производители самолетов, авиакомпании и поставщики тщательно изучают миллиарды долларов контрактов, чтобы проверить свою экспозицию к тарифам после того, как главный американский поставщик вызвал дебаты о том, кто должен оплачивать возникшую торговую войну, сообщают источники в отрасли в понедельник.
По информации агентства Рейтер, американский поставщик Howmet Aerospace объявил о "форс-мажорном обстоятельстве", фактически утверждая право на приостановку поставок в случае их влияния на тарифы президента США Дональда Трампа.
Howmet производит детали двигателя, крепежные элементы фюзеляжа и другие компоненты.
Аналитики сказали, что редкое и неожиданное заявление Howmet о возможности законно избежать контрактных обязательств из-за непредвиденных обстоятельств усилит дебаты о том, кто должен нести расходы за хронические нарушения в поставках деталей, включая новые тарифы.
Пока ответом были пассажиры, поскольку повышение стоимости распространяется по цепочке более чем на $800 миллиардов от деталей до самолетов и авиакомпаний, и в конечном итоге на более высокие тарифы.
20% тарифы Трампа на продукцию Европейского союза, включая самолеты Airbus, и вероятное возмездие ЕС против Boeing, могут поставить это под сомнение.
"Howmet сделал ход в шахматной игре, объявив о форс-мажоре и угрожая приостановить поставки. Мы все знаем, что для остановки ... цепочки поставок достаточно одного гайки или болта", - написала аналитик Jefferies Шейла Кахьяоглу.
"Это в конечном итоге попытка передать растущие затраты на вводные материалы в областях, где уже нет защиты. На наш взгляд, потенциал остановить поставки создает преимущество для Howmet, но также противостоит готовности его клиентов согласиться".
Howmet отказался от комментариев.
Помимо 18-месячной торговой войны за тарифы между Европой и США из-за субсидий Airbus и Boeing в 2020 и 2021 годах, отрасль в целом действовала в соответствии с договором 1979 года о беспошлинной торговле в авиации, который включает США и Канаду, но не Мексику.
"По определению, авиация - это глобальный рынок как для покупателей, так и для продавцов. Когда вы вводите трение вроде этого для столь крупных сумм денег, у вас немедленно наступает хаос, не только для самолетов, но и для двигателей и множества запасных частей от авионики до сидений", - сказал авиационный консультант Бертран Грабовски.
Европейский юрист сказал, что некоторые клиенты в авиации уже обратились с запросами о том, как избежать последствий тарифов.
"Я не думаю, что какой-либо из моих клиентов уже достиг стадии конкретного желания (вызвать) контрактные положения. Но это может не занять много времени", - сказал он, отказавшись назвать себя из-за возможных конфликтов интересов клиентов.
РАЗВИТИЕ МОРКОВКИ
На данный момент дефициты дали многим поставщикам преимущество.
Но у производителей самолетов есть один ключевой аргумент. В отрасли с длительными циклами поставок поставщики уже совершенствуют технологии для следующего поколения самолетов.
Как они будут подходить к переговорам о тарифах, не останется незамеченным, когда будут приниматься решения о этих разработках в ближайшие годы, сообщили несколько источников в отрасли. Компании Airbus и Boeing не ответили на запросы о комментариях.
Параллельная борьба ставит производителей самолетов против авиакомпаний.
В торговом споре 2020-2021 годов глава европейской бюджетной авиакомпании Райанэр Майкл О'Лири обратился к Boeing с просьбой "съесть" контртарифы ЕС. Другие авиакомпании без такого влияния могут попытаться отложить поставки, сообщили руководители компаний.
Типичные авиационные контракты обычно предусматривают, что покупатель и продавец оплачивают свои налоги. Но позиция Howmet вызывает интерес, чтобы понять, могут ли тарифы Трампа быть расценены как особый случай. Производители самолетов собираются утверждать, что не могут этого сделать.
"Каждый будет рассматривать это вдоль и поперек, контракт за контрактом", - сказал Грабовски, имея в виду контракты на самолеты.
Клаузулы о корректировке инфляции обычно мало помогут с тарифами, поскольку они обычно ограничены и медленно реагируют, сообщили источники.
Большая часть отрасли также связана с техническим обслуживанием, учитывая обязательный цикл замены критически важных деталей.
Не редкость, когда двигатели пересекают границы несколько раз при торговле и ремонте.
Лизингодатели, которые сдают в аренду авиакомпаниям и составляют половину мирового флота, также пытаются проанализировать последствия.
Все звонят друг другу, ища ясность, - сказал Грабовски об авиационной отрасли в целом.
(Дополнительная информация от Раджеша Кумара Сингха; редактирование Рода Никеля)