Акции Tesla (TSLA) за последние три года столкнулись с трудностями, и инвесторы начинают беспокоиться о влиянии главы компании Илона Маска на бренд Tesla. Ранее в этом месяце крупный американский производитель электромобилей (ЭМ) сообщил о поставке 336 681 автомобиля в первом квартале 2025 года, что означает снижение на 13% по сравнению с первым кварталом 2024 года. Этот показатель не соответствовал ожиданиям аналитиков в 370 000 автомобилей и послужил причиной тому, что аналитик JPMorgan подтвердил рейтинг Underweight для Tesla и выразил опасения относительно непрецедентного ущерба бренду.
Оставайтесь впереди рынка:
Откройте для себя акции, превосходящие рынок, и инвестируйте умнее с помощью лучших акций Top Smart Score Stocks.
Фильтруйте, анализируйте и оптимизируйте поиск инвестиционных возможностей с помощью Скринера акций Tipranks.
В результате я пессимистично настроен по отношению к TSLA и считаю, что их акции будут продолжать показывать низкую доходность из-за снижения продаж ЭМ и вызовов в области неосновного роста.
Эффект Маска: Когда глава компании становится брендом
После участия Илона Маска в кампании и администрации президента Дональда Трампа общественное мнение о загадочном футуристе ухудшилось во всей стране. Недавнее опрос показал, что 36% респондентов имеют очень неблагоприятное мнение о нем. Аналитики согласны в том, что политические начинания Маска наносят урон бренду Tesla.
В отличие от Tesla, большинство потребителей не знают, кто управляет компанией, производящей их автомобили. Эксцентричная личность Маска и его публичная видимость - двойной меч. Люди ассоциируют Tesla с Маском. Маск, по сути, является брендом Tesla, и сейчас многие американцы не решаются купить Tesla из-за Маска.
Растущая конкуренция подрывает позиции Tesla на рынке
Проблемы Tesla не начались (и не закончатся) с Илоном Маском и его образом в общественности. Конкуренция на рынке ЭМ усиливается, и Tesla теряет лидирующие позиции на международных рынках, таких как Китай. Помимо политических интриг, основной бизнес компании по производству автомобилей угасает.
Например, китайский автопроизводитель BYD теперь обошел Tesla и стал крупнейшим продавцом ЭМ в мире благодаря своему успеху в Китае. Tesla также теряет позиции на европейских рынках. В ЕС данные показывают, что новые регистрации Тесла снизились на 40% по сравнению с прошлым годом в феврале. Большую часть этого можно объяснить неохотой или неспособностью Tesla производить доступные автомобили класса начального уровня. Например, BYD Dolphin Honor EV Free стоит всего $15 700 и предлагает дальность хода 261 миля - предложение, с которым Tesla борется своими моделями стоимостью более $30 000 с аналогичным запасом хода.
Возможно, наиболее обеспокоены убывающим технологическим преимуществом Tesla. В то время как Tesla была первопроходцем в области современных ЭМ, ее конкуренты настигли ее. Например, Hyundai Ioniq 6 обладает дальностью хода по стандарту EPA в 361 милю и стоит всего $43 600. Привлекательность Tesla в сегменте роскоши также уменьшилась, и конкуренты, такие как Mercedes, BMW и Lucid (LCID), теперь соответствуют или превосходят ее премиальные модели по дальности хода, скорости зарядки и качеству интерьера.
Наконец, традиционные автопроизводители, такие как Ford (F) и General Motors (GM), агрессивно расширяют свои линейки ЭМ с моделями, такими как F-150 Lightning и Cadillac Lyriq. У обеих компаний есть лояльные клиенты и обширные дилерские сети. Так что, если кто-то из их клиентов соблазняется американским ЭМ, Tesla уже не является ведущим вариантом.
'Повышение премиальной цены и замедление роста вызывают опасения по оценке
Важно также отметить премиальную оценку Tesla. Коэффициент цены к прибыли (P/E) у Tesla составляет 117,5, что подразумевает огромные ожидания роста. Тем временем, конкуренты Tesla, такие как Toyota Motor (TM), торгуются с P/E в 6,3. Более того, высокий P/E Tesla не соответствует ее росту. В 2024 году выручка выросла всего на 2% по сравнению с предыдущим годом.
Честно говоря, Tesla не является обычной автомобильной компанией. Ее технология автономного вождения, выручка от программного обеспечения, такого как премиальная связь, и разнообразные товарные предложения оправдывают более высокую оценку, чем у ее строго автомобильных конкурентов. Вопрос в том, насколько и насколько долго? На мой взгляд, любое превосходство будет недолгим и краткосрочным.
Амбициозные, но не подтвержденные будущие горизонты
Видение будущего Tesla напоминает научно-фантастический роман: полностью автономные автомобили и гуманоидные роботы. В своем отчете за четвертый квартал 2024 года Маск оценил, что гуманоидный робот Tesla, Оптимус, в долгосрочной перспективе может принести более 10 триллионов долларов выручки. Маск планирует создать тысячи гуманоидных роботов в этом году.
Нужно помнить, что Маск не чужд амбициозных целей. В 2019 году Маск был очень уверен, что к 2020 году на улицах будет миллион роботакси Tesla. Можно сказать, что амбиции Tesla по Оптимусу также должны восприниматься с некоторой долей скепсиса. Возможность полностью автономного вождения (FSD) Tesla остается на стадии бета-тестирования без ясного расписания для получения регуляторного одобрения.
Бизнес по энергосбережению Tesla вырос на 67% несмотря на эти вызовы в 2024 году. Ее продуктовая линейка Megapack в конечном итоге может обеспечить значительный доход независимо от продаж автомобилей. Тем не менее, бизнес по энергосбережению Tesla бледнеет на фоне автомобильного сегмента.
Покупать, продавать или удерживать акции Tesla?
На Уолл-стрит акции TSLA имеют консенсусный рейтинг Удерживать на основе 16 покупок, 11 удержаний и 11 продаж за последние три месяца. Средняя целевая цена на акцию TSLA в размере 302,31 доллара предполагает ~30% потенциала к росту за следующие двенадцать месяцев. Кроме того, акции Tesla оцениваются как Недооцененные с рейтингом Smart Score 1.
В понедельник аналитик Wedbush Дэниэл Айвс снизил свою целевую цену на TSLA с 550 до 315 долларов за акцию, ссылаясь на опасения, что тарифы могут ускорить тенденцию выбора китайскими потребителями отечественных компаний по производству электромобилей, таких как BYD. Следует отметить, что более 20% выручки Tesla приходится на Китай.
Вызовы превышают возможности
Дорога к успеху Tesla нелегка. Ее лидерство на рынке электромобилей показывало признаки слабости еще до того, как ее генеральный директор решил погрузиться в политические махинации. Политическая деятельность Маска несомненно нанесла урон бренду, и степень финансовых последствий остается неясной.
Параллельно Tesla сталкивается с нарастающей конкуренцией как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сокращением технологического преимущества и премиальной оценкой, которую становится все сложнее оправдать. Уолл-стрит явно разделилась во мнениях о перспективах Tesla, а возможности в робототехнике и автономном вождении остаются далекими. До тех пор, пока Tesla не сможет решить проблемы с восприятием своего бренда и не достигнет значительных результатов в одной из своих футуристических задач, я сохраняю медвежий взгляд на акции.
Отказ от ответственности и раскрытие информации