Москва. 14 апреля. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию страны до 2050 года. Предполагается рост добычи нефти с конденсатом до 540 млн т при стимулировании освоения трудноизвлекаемых запасов, развитие нефтехимии, в том числе на НПЗ. В газовой отрасли планируется увеличить производство до 1,1 трлн куб. м, создать условия для добычи трудноизвлекаемых запасов, построить инфраструктуру для переориентации экспорта, учесть потенциал всех производителей, а также увеличить экспорт СПГ до 175 млн т в год, то есть в пять раз.
МИРОВЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Правительство отмечает, что ископаемые виды топлива продолжают играть главную роль в мировом энергобалансе, хотя его структура и поменялась. Ключевыми тенденциями, которые будут оказывать влияние на развитие мировой энергетики, стали рост волатильности и ряд рыночных шоков, в том числе из-за несбалансированной климатической политики недружественных государств, направленной исключительно на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и отказ от традиционных источников энергетических ресурсов.
В числе внешних вызовов: рост спроса на традиционные энергоресурсы (нефть, нефтепродукты, газ, уголь) на горизонте минимум до 2035 года из-за недоинвестирования в проекты добычи; рост конкуренции экспортеров на мировом рынке углеводородов на фоне рисков сокращения спроса за горизонтом 2035 года; потребность в снижении углеродоемкости российского экспорта в отраслях ТЭК; переориентация экспорта российских энергетических ресурсов ("разворот на Восток") и рост логистических издержек; расширение связей с конструктивно настроенными странами и формирование условий для отказа недружественных государств от враждебной политики по отношению к России; риски для развития и повышения эффективности (ресурсной, энергетической) и конкурентоспособности ТЭК из-за санкций; использование глобальной финансовой инфраструктуры для недобросовестной конкуренции на фоне отсутствия ее альтернативы и др.
Внутренними вызовами в нефтяной и газовой отраслях названы постепенное истощение наиболее качественных запасов в традиционных, хорошо изученных добывающих регионах с развитой инфраструктурой, увеличение доли сложных запасов в общей структуре запасов углеводородного сырья и значительная доля валовых рентных налогов по отношению к выручке. Также необходимо продолжать программы модернизации НПЗ и развивать нефтехимию для покрытия внутреннего спроса по приемлемым ценам. Отмечается ограниченность доступа российских компаний к технологиям как для разработки, так и для разведки запасов; удорожание добычи и транспортировки природного газа; превышение расходов на добычу и транспортировку газа над регулируемой ценой на газ в ряде регионов РФ.
ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ
В Энергостратегии рассмотрены пять вариантов развития событий: стресс-сценарий, инерционный, целевой, технического потенциала и сценарий ускоренного энергетического перехода (последний черновик документа предусматривал четыре - ИФ).
В стресс-сценарии предполагается значительное снижение производственных показателей отраслей ТЭК на фоне сокращения экспортных возможностей и общего ухудшения внешних условий его функционирования, в том числе при возможном усилении санкций, и ускорение темпов декарбонизации. В указанном сценарии отражен минимально возможный выпуск продукции ТЭК для обеспечения внутреннего рынка.
Инерционный сценарий предполагает сохранение сложившихся трендов и действующих подходов в отраслях ТЭК без значительных инвестиций в их развитие.
Целевой сценарий (приоритетный вариант) учитывает реализацию мероприятий для сбалансированного развития отраслей ТЭК с учетом оптимального соотношения надежного и экологичного обеспечения внутреннего рынка с наименьшими издержками и эффективной реализацией экспортного потенциала, достижения национальных целей в области климатической политики, а также технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей ТЭК.
В сценарии технического потенциала рассмотрены максимально возможные уровни производственных показателей исходя из текущего и прогнозируемого технического уровня отраслей ТЭК и инфраструктурных ограничений без учета экономической рентабельности и целесообразности проведения возможных мероприятий.
Сценарий ускоренного энергетического перехода предполагает возвращение к более быстрым темпам декарбонизации мировой энергетики на основе возобновляемых источников энергии, а также снятие санкций на поставки технологий и оборудования.
В части внутренних макроэкономических предпосылок при разработке сценариев учтены: темпы роста ВВП до 2030 года - выше средних развитых стран, до 2050 года - в соответствии со среднемировым уровнем или выше данного уровня; сохранение в целом стабильной численности населения России на уровне 2023 года; долговременный характер введенных санкций.
В целевом сценарии рост мирового уровня энергопотребления к 2050 году составит не менее 20% при прогнозируемых Всемирным банком темпах экономического роста и удовлетворения потребностей в энергии растущего населения. Ключевыми регионами роста станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Южная Америка и Африка.
В целом по миру доля возобновляемых источников энергии в общей структуре энергобаланса будет увеличиваться опережающими темпами. При этом с учетом растущего спроса на энергию ископаемые виды топлива по-прежнему будут составлять основу мировой энергетики как минимум до 2050 года, а физические объемы их потребления будут сохраняться на текущем уровне или расти, считают авторы документа.
Как минимум до 2035 года в правительстве РФ ожидают роста спроса на нефть и дальнейшей стабилизации или снижения спроса на фоне изменения автопарка в развивающихся странах. При этом конкуренция на мировом нефтяном рынке будет возрастать. Динамика роста мирового спроса на газ будет уступать только темпам развития возобновляемой энергии. Газ считается наиболее экономически оправданным и технологически зрелым вариантом декарбонизации. Прогнозируется удвоение мощности по сжижению газа в 2050 году до 1 млрд. тонн, а также рост конкуренции.
НЕФТЬ
При сохранении текущих тенденций прогнозируется риск сокращения производства нефти и экспорта из-за ухудшения условий ее извлечения "на фоне сохранения текущего уровня добычи углеводородов при значительной доле валовых рентных налогов по отношению к выручке". "В связи с этим затраты на добычу увеличиваются, и доля нерентабельных запасов в структуре ресурсной базы растет. В случае реализации этих сценариев объемы добычи нефти в России будут достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, однако это приведет к сокращению роли России на мировом рынке, а значит и ее возможности балансировки мирового спроса и предложения и возникновению рисков для работы системы магистральных нефтепроводов", - говорится в документе.
Для реализации целевого варианта - производства не менее 540 млн т нефти - нужно создать "условия для ввода нерентабельных запасов, которые составляют более 10 млрд тонн, в особенности на сложных объектах с низкой проницаемостью с применением горизонтального бурения, с гидравлическим разрывом пласта в выработанных месторождениях, с применением третичных методов нефтеотдачи пласта, повышения коэффициента извлечения нефти, что позволит вовлечь в разработку более 5 млрд тонн запасов и обеспечит развитие новых регионов добычи, которые дадут около 80 млн тонн добычи на горизонте 2036 года".
Развитие новых классов запасов, в том числе путем освоения новых регионов и шельфа, будет способствовать поддержанию добычи на целевом уровне.
ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ И ГАЗА
В нефтепереработке завершение реализуемых и запланированных проектов модернизации НПЗ увеличит выход светлых нефтепродуктов с 64% до 72%. В целевом сценарии развитие альтернативного транспорта будет способствовать сокращению темпов роста спроса на бензин и дизтопливо и диверсификации автопарка за счет роста доли электротранспорта, автомобилей на газомоторном топливе и в перспективе на водородном топливе с 1% до 14%.
При этом за счет роста объема перевозок и увеличения автомобилизации физический объем спроса на моторное топливо значительно не изменится. В результате с учетом удовлетворения спроса на внутреннем рынке объемы переработки нефти в России на горизонте до 2050 года будут зависеть от возможности эффективной реализации экспортного потенциала. В целевом сценарии ожидается сохранение объемов переработки на уровне не менее 283 млн тонн в год. В инерционном сценарии оценивается риск сокращения экспортной ниши и роста конкуренции в мире, что приведет к оптимизации объема нефтепереработки до 272 млн тонн в 2036 году. При этом с учетом модернизации данный объем будет полностью покрывать потребности внутреннего рынка.
В нефте- и газохимии инерционный сценарий предполагает реализацию проектов, находящихся в стадии строительства, с учетом рисков относительно поставок оборудования. В этом сценарии производство крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн тонн в 2036 году и не менее 14 млн тонн в 2050 году. Реализация всех заявленных проектов плана развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 года (целевой сценарий) позволит к 2036 году производить 14 млн т крупнотоннажных полимеров, в 2050 году - 18 млн т. Это приведет к увеличению доли вовлечения легкого углеводородного сырья, направляемого на нефтехимию, до 45% к 2036 году и сокращению доли импорта на быстрорастущем внутреннем рынке полимеров. Развитие более 20 новых цепочек средне- и малотоннажной химии позволит максимизировать стоимость сырья в пять-шесть раз.
ГАЗ
В газовой отрасли ключевыми направлениями развития являются нивелирование негативных последствий отказа стран Евросоюза от сотрудничества и экономически эффективное удовлетворение увеличивающегося спроса на газ внутри страны с учетом использования наилучших доступных технологий в части сокращения фугитивных выбросов.
В целевом сценарии предполагается двукратный рост объемов экспорта относительно уровня 2023 года за счет развития трубопроводной инфраструктуры и реализации запланированных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Это позволит на 100% переориентировать экспорт на новые рынки по сравнению с 2023 годом.
Одновременно будет продолжаться реализация мероприятий по газификации. Использование искусственного интеллекта в геологоразведочных работах и в целом на производстве, а также развитие трудноизвлекаемых запасов позволят вовлечь в разработку более 5 трлн куб. метров неразрабатываемых запасов с уровнем добычи более 50 млрд куб. метров. В результате объем добычи природного газа на горизонте до 2050 года может превысить 1 трлн куб. метров.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Первоочередными мерами по поддержанию объемов производства и создания свободных мощностей добычи нефти названы: международная кооперация для балансировки спроса и предложения на мировом нефтяном рынке; обеспечение стимулирующего и предсказуемого фискального режима для нефтяной отрасли, ориентированного на приток инвестиций, в том числе для освоения ТРИЗ, внедрения передовых технологий добычи нефти, в особенности на выработанных и нерентабельных месторождениях, масштабирования внедрения методов увеличения нефтеотдачи пластов, внедрения и масштабирования отечественных технологий геологического изучения недр, в том числе в новых регионах; стимулирование геологического изучения недр, разведки и разработки минерально-сырьевой базы углеводородного сырья; создание стимулов для развития нефтегазового сервиса и наращивания производственных мощностей, обеспечивающих оборудование для нефтегазодобычи; стимулирование разработки и внедрения инновационных технологий добычи, в том числе на выработанных месторождениях, а также разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи сложных полезных ископаемых.
Показателями решения поставленных задач являются рост объема добычи нефти и газового конденсата с 531 млн тонн в 2023 году до 540 млн тонн в 2030, 2036 и 2050 годах, а также рост мощности экспортной инфраструктуры для перевозки нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта с 530 млн тонн до 550 млн тонн за аналогичный период.
Для развития переработки нефти и газа правительство намерено сохранять господдержку действующих и строящихся мощностей, обеспечивать экономические условия для переработки газа и выделения сырья для нефтехимии; разрабатывать отечественные технологии, оборудование и катализаторы, создавать благоприятные инвестусловия для развития нефтехимических производств, интегрированных с НПЗ.
Показателями решения поставленных задач являются рост глубины переработки с 84,1% в 2023 году до 90% в 2030, 2036 и 2050 годах и полное обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами. Планируемое увеличение объема производства крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн тонн в 2030, 2036 и 2050 годах против 7,2 млн тонн в 2023 году.
В газовой отрасли планируется: создание условий для добычи трудноизвлекаемых запасов, а также ресурсов, территориально удаленных от созданной инфраструктуры; обеспечение мер, ориентированных на стимулирование инвестиций и внедрение передовых и энергоэффективных технологий производства.
Также в числе мер - рациональное обеспечение ресурсной базой крупных инвестиционных проектов, в том числе проектов производства и поставок трубопроводного газа и СПГ; учет интересов и ресурсного потенциала всех недропользователей.
В комплексе первоочередных мер, в частности - установление экономически обоснованных цен на газ; сохранение действующей конфигурации экспорта трубопроводного газа, проработка вопроса необходимости ускорения темпов роста и увеличения объемов экспорта газа, рассмотрение вопроса о дальнейшей либерализации экспорта СПГ.
Также планируется создание благоприятных инвестиционных условий, в том числе за счет установления экономически обоснованных цен и тарифов на транспортировку, мер господдержки, реализация инвестпрограмм и проектов по развитию газотранспортной инфраструктуры и подземных хранилищ газа для экспорта в дружественные страны.
Для развития СПГ-сегмента планируется развитие крупнотоннажных СПГ-заводов, создание специализированных центров и (или) хабов по перевалке, хранению и торговле СПГ, а также сопутствующей газотранспортной инфраструктуры; обеспечение флотом газовозов для удовлетворения потребностей действующих и планируемых проектов по производству СПГ; создание стимулов для локализации и развития технологий крупно-, средне- и малотоннажных СПГ-проектов, а также внедрения оборудования в проекты по производству сжиженного природного газа (в том числе за счет мер государственной поддержки); кооперация с дружественными странами для совместного развития газотранспортной инфраструктуры; экономически обоснованная максимизация экспорта газа с учетом обеспечения оптимального сочетания поставок трубопроводного газа и СПГ из России.
В комплекс первоочередных мер по увеличению потребления газа на внутреннем рынке входят: соединение магистрального газопровода "Сила Сибири" с газотранспортной системой "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" и впоследствии с Единой системой газоснабжения; расширение программы газификации; развитие инфраструктуры для расширения использования газомоторного топлива и газа на наземном и водном транспорте; диверсификация направлений экспортных поставок продукции газоперерабатывающих производств; развитие сети газоснабжения для обеспечения новых объектов по производству электрической и тепловой энергии.
Показателями решения поставленных задач являются увеличение уровня газификации с 73,8% в 2023 году до 82,9% в 2030 году, с 84% в 2036 году до 86,2% в 2050 году, увеличение проектной производительности экспортных газопроводов в страны Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона с 30 млрд куб. м в 2023 году до 98 млрд куб. м в 2030, 2036 и 2050 годах, объема производства СПГ с 32,34 млн т в 2023 году до 90 - 105 млн т в 2030 году, до 110 - 130 млн т в 2036 году и до 110 - 175 млн т в 2050 году, а также увеличение объема потребления природного газа (метана) в качестве моторного топлива с 2,19 млрд куб. м в 2023 году до 6,7 - 9 млрд куб. м в 2030 году, до 11,5 - 16,8 млрд куб. м 2036 году и до 21,3 - 29,3 млрд куб. м в 2050 году.
Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в течение 6 месяцев должно представить в правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
Ниже представлена таблица.
Таблица
2023г | 2030 год | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2036 год | |||||||
2050 год | |||||||
факт | инерционный | целевой | инерц. | цель | инерц. | цель | |
Добыча нефти (с конденсатом), млн т | 531 | 523 | 540 | 477 | 540 | 360 | 540 |
Поставки нефти на внутренний рынок | 297 | 293 | 305 | 292 | 305 | 287 | 305 |
Экспорт нефти | 234 | 230 | 235 | 185 | 235 | 73 | 235 |
Производство нефтепродуктов | 275 | 272 | 283 | 272 | 283 | 272 | 283 |
Поставки н/п на внутр.рынок | 144 | 157 | 156 | 161 | 159 | 162 | 158 |
Экспорт н/п | 131 | 115 | 127 | 111 | 124 | 110 | 125 |
Производство нефтехимии | 7,3 | 10 | 14 | 10 | 14 | 14 | 18 |
Поставки н/х на внутр.рынок | 6,4 | 7,6 | 8,1 | 8,2 | 8,6 | 9,7 | 10,5 |
Поставки н/х на экспорт | 2 | 3,7 | 7,1 | 3,1 | 6,6 | 5,4 | 8,5 |
Импорт н/х | 1,1 | 1,3 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1 |
Добыча газа, млрд куб. м | 637 | 813 | 853 | 884 | 965 | 922 | 1107 |
Поставка газа на внутр. Рынок | 496 | 543 | 560 | 564 | 589 | 602 | 669 |
Экспорт газа | 146 | 270 | 293 | 320 | 376 | 320 | 438 |
в т.ч. Трубопроводные поставки | 101 | 128 | 151 | 168 | 197 | 168 | 197 |
в т.ч. СПГ | 45 | 142 | 142 | 152 | 179 | 152 | 241 |