Выберите действие
avatar

ОБОБЩЕНИЕ: Энергостратегия-2050: рост добычи нефти до 540 млн т, газа - до 1,1 трлн куб. м, экспорта СПГ - до 175 млн т

0
41 просмотр

Москва. 14 апреля. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию страны до 2050 года. Предполагается рост добычи нефти с конденсатом до 540 млн т при стимулировании освоения трудноизвлекаемых запасов, развитие нефтехимии, в том числе на НПЗ. В газовой отрасли планируется увеличить производство до 1,1 трлн куб. м, создать условия для добычи трудноизвлекаемых запасов, построить инфраструктуру для переориентации экспорта, учесть потенциал всех производителей, а также увеличить экспорт СПГ до 175 млн т в год, то есть в пять раз.

МИРОВЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Правительство отмечает, что ископаемые виды топлива продолжают играть главную роль в мировом энергобалансе, хотя его структура и поменялась. Ключевыми тенденциями, которые будут оказывать влияние на развитие мировой энергетики, стали рост волатильности и ряд рыночных шоков, в том числе из-за несбалансированной климатической политики недружественных государств, направленной исключительно на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и отказ от традиционных источников энергетических ресурсов.

В числе внешних вызовов: рост спроса на традиционные энергоресурсы (нефть, нефтепродукты, газ, уголь) на горизонте минимум до 2035 года из-за недоинвестирования в проекты добычи; рост конкуренции экспортеров на мировом рынке углеводородов на фоне рисков сокращения спроса за горизонтом 2035 года; потребность в снижении углеродоемкости российского экспорта в отраслях ТЭК; переориентация экспорта российских энергетических ресурсов ("разворот на Восток") и рост логистических издержек; расширение связей с конструктивно настроенными странами и формирование условий для отказа недружественных государств от враждебной политики по отношению к России; риски для развития и повышения эффективности (ресурсной, энергетической) и конкурентоспособности ТЭК из-за санкций; использование глобальной финансовой инфраструктуры для недобросовестной конкуренции на фоне отсутствия ее альтернативы и др.

Внутренними вызовами в нефтяной и газовой отраслях названы постепенное истощение наиболее качественных запасов в традиционных, хорошо изученных добывающих регионах с развитой инфраструктурой, увеличение доли сложных запасов в общей структуре запасов углеводородного сырья и значительная доля валовых рентных налогов по отношению к выручке. Также необходимо продолжать программы модернизации НПЗ и развивать нефтехимию для покрытия внутреннего спроса по приемлемым ценам. Отмечается ограниченность доступа российских компаний к технологиям как для разработки, так и для разведки запасов; удорожание добычи и транспортировки природного газа; превышение расходов на добычу и транспортировку газа над регулируемой ценой на газ в ряде регионов РФ.

ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ

В Энергостратегии рассмотрены пять вариантов развития событий: стресс-сценарий, инерционный, целевой, технического потенциала и сценарий ускоренного энергетического перехода (последний черновик документа предусматривал четыре - ИФ).

В стресс-сценарии предполагается значительное снижение производственных показателей отраслей ТЭК на фоне сокращения экспортных возможностей и общего ухудшения внешних условий его функционирования, в том числе при возможном усилении санкций, и ускорение темпов декарбонизации. В указанном сценарии отражен минимально возможный выпуск продукции ТЭК для обеспечения внутреннего рынка.

Инерционный сценарий предполагает сохранение сложившихся трендов и действующих подходов в отраслях ТЭК без значительных инвестиций в их развитие.

Целевой сценарий (приоритетный вариант) учитывает реализацию мероприятий для сбалансированного развития отраслей ТЭК с учетом оптимального соотношения надежного и экологичного обеспечения внутреннего рынка с наименьшими издержками и эффективной реализацией экспортного потенциала, достижения национальных целей в области климатической политики, а также технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей ТЭК.

В сценарии технического потенциала рассмотрены максимально возможные уровни производственных показателей исходя из текущего и прогнозируемого технического уровня отраслей ТЭК и инфраструктурных ограничений без учета экономической рентабельности и целесообразности проведения возможных мероприятий.

Сценарий ускоренного энергетического перехода предполагает возвращение к более быстрым темпам декарбонизации мировой энергетики на основе возобновляемых источников энергии, а также снятие санкций на поставки технологий и оборудования.

В части внутренних макроэкономических предпосылок при разработке сценариев учтены: темпы роста ВВП до 2030 года - выше средних развитых стран, до 2050 года - в соответствии со среднемировым уровнем или выше данного уровня; сохранение в целом стабильной численности населения России на уровне 2023 года; долговременный характер введенных санкций.

В целевом сценарии рост мирового уровня энергопотребления к 2050 году составит не менее 20% при прогнозируемых Всемирным банком темпах экономического роста и удовлетворения потребностей в энергии растущего населения. Ключевыми регионами роста станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Южная Америка и Африка.

В целом по миру доля возобновляемых источников энергии в общей структуре энергобаланса будет увеличиваться опережающими темпами. При этом с учетом растущего спроса на энергию ископаемые виды топлива по-прежнему будут составлять основу мировой энергетики как минимум до 2050 года, а физические объемы их потребления будут сохраняться на текущем уровне или расти, считают авторы документа.

Как минимум до 2035 года в правительстве РФ ожидают роста спроса на нефть и дальнейшей стабилизации или снижения спроса на фоне изменения автопарка в развивающихся странах. При этом конкуренция на мировом нефтяном рынке будет возрастать. Динамика роста мирового спроса на газ будет уступать только темпам развития возобновляемой энергии. Газ считается наиболее экономически оправданным и технологически зрелым вариантом декарбонизации. Прогнозируется удвоение мощности по сжижению газа в 2050 году до 1 млрд. тонн, а также рост конкуренции.

НЕФТЬ

При сохранении текущих тенденций прогнозируется риск сокращения производства нефти и экспорта из-за ухудшения условий ее извлечения "на фоне сохранения текущего уровня добычи углеводородов при значительной доле валовых рентных налогов по отношению к выручке". "В связи с этим затраты на добычу увеличиваются, и доля нерентабельных запасов в структуре ресурсной базы растет. В случае реализации этих сценариев объемы добычи нефти в России будут достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, однако это приведет к сокращению роли России на мировом рынке, а значит и ее возможности балансировки мирового спроса и предложения и возникновению рисков для работы системы магистральных нефтепроводов", - говорится в документе.

Для реализации целевого варианта - производства не менее 540 млн т нефти - нужно создать "условия для ввода нерентабельных запасов, которые составляют более 10 млрд тонн, в особенности на сложных объектах с низкой проницаемостью с применением горизонтального бурения, с гидравлическим разрывом пласта в выработанных месторождениях, с применением третичных методов нефтеотдачи пласта, повышения коэффициента извлечения нефти, что позволит вовлечь в разработку более 5 млрд тонн запасов и обеспечит развитие новых регионов добычи, которые дадут около 80 млн тонн добычи на горизонте 2036 года".

Развитие новых классов запасов, в том числе путем освоения новых регионов и шельфа, будет способствовать поддержанию добычи на целевом уровне.

ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ И ГАЗА

В нефтепереработке завершение реализуемых и запланированных проектов модернизации НПЗ увеличит выход светлых нефтепродуктов с 64% до 72%. В целевом сценарии развитие альтернативного транспорта будет способствовать сокращению темпов роста спроса на бензин и дизтопливо и диверсификации автопарка за счет роста доли электротранспорта, автомобилей на газомоторном топливе и в перспективе на водородном топливе с 1% до 14%.

При этом за счет роста объема перевозок и увеличения автомобилизации физический объем спроса на моторное топливо значительно не изменится. В результате с учетом удовлетворения спроса на внутреннем рынке объемы переработки нефти в России на горизонте до 2050 года будут зависеть от возможности эффективной реализации экспортного потенциала. В целевом сценарии ожидается сохранение объемов переработки на уровне не менее 283 млн тонн в год. В инерционном сценарии оценивается риск сокращения экспортной ниши и роста конкуренции в мире, что приведет к оптимизации объема нефтепереработки до 272 млн тонн в 2036 году. При этом с учетом модернизации данный объем будет полностью покрывать потребности внутреннего рынка.

В нефте- и газохимии инерционный сценарий предполагает реализацию проектов, находящихся в стадии строительства, с учетом рисков относительно поставок оборудования. В этом сценарии производство крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн тонн в 2036 году и не менее 14 млн тонн в 2050 году. Реализация всех заявленных проектов плана развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 года (целевой сценарий) позволит к 2036 году производить 14 млн т крупнотоннажных полимеров, в 2050 году - 18 млн т. Это приведет к увеличению доли вовлечения легкого углеводородного сырья, направляемого на нефтехимию, до 45% к 2036 году и сокращению доли импорта на быстрорастущем внутреннем рынке полимеров. Развитие более 20 новых цепочек средне- и малотоннажной химии позволит максимизировать стоимость сырья в пять-шесть раз.

ГАЗ

В газовой отрасли ключевыми направлениями развития являются нивелирование негативных последствий отказа стран Евросоюза от сотрудничества и экономически эффективное удовлетворение увеличивающегося спроса на газ внутри страны с учетом использования наилучших доступных технологий в части сокращения фугитивных выбросов.

В целевом сценарии предполагается двукратный рост объемов экспорта относительно уровня 2023 года за счет развития трубопроводной инфраструктуры и реализации запланированных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Это позволит на 100% переориентировать экспорт на новые рынки по сравнению с 2023 годом.

Одновременно будет продолжаться реализация мероприятий по газификации. Использование искусственного интеллекта в геологоразведочных работах и в целом на производстве, а также развитие трудноизвлекаемых запасов позволят вовлечь в разработку более 5 трлн куб. метров неразрабатываемых запасов с уровнем добычи более 50 млрд куб. метров. В результате объем добычи природного газа на горизонте до 2050 года может превысить 1 трлн куб. метров.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Первоочередными мерами по поддержанию объемов производства и создания свободных мощностей добычи нефти названы: международная кооперация для балансировки спроса и предложения на мировом нефтяном рынке; обеспечение стимулирующего и предсказуемого фискального режима для нефтяной отрасли, ориентированного на приток инвестиций, в том числе для освоения ТРИЗ, внедрения передовых технологий добычи нефти, в особенности на выработанных и нерентабельных месторождениях, масштабирования внедрения методов увеличения нефтеотдачи пластов, внедрения и масштабирования отечественных технологий геологического изучения недр, в том числе в новых регионах; стимулирование геологического изучения недр, разведки и разработки минерально-сырьевой базы углеводородного сырья; создание стимулов для развития нефтегазового сервиса и наращивания производственных мощностей, обеспечивающих оборудование для нефтегазодобычи; стимулирование разработки и внедрения инновационных технологий добычи, в том числе на выработанных месторождениях, а также разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи сложных полезных ископаемых.

Показателями решения поставленных задач являются рост объема добычи нефти и газового конденсата с 531 млн тонн в 2023 году до 540 млн тонн в 2030, 2036 и 2050 годах, а также рост мощности экспортной инфраструктуры для перевозки нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта с 530 млн тонн до 550 млн тонн за аналогичный период.

Для развития переработки нефти и газа правительство намерено сохранять господдержку действующих и строящихся мощностей, обеспечивать экономические условия для переработки газа и выделения сырья для нефтехимии; разрабатывать отечественные технологии, оборудование и катализаторы, создавать благоприятные инвестусловия для развития нефтехимических производств, интегрированных с НПЗ.

Показателями решения поставленных задач являются рост глубины переработки с 84,1% в 2023 году до 90% в 2030, 2036 и 2050 годах и полное обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами. Планируемое увеличение объема производства крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн тонн в 2030, 2036 и 2050 годах против 7,2 млн тонн в 2023 году.

В газовой отрасли планируется: создание условий для добычи трудноизвлекаемых запасов, а также ресурсов, территориально удаленных от созданной инфраструктуры; обеспечение мер, ориентированных на стимулирование инвестиций и внедрение передовых и энергоэффективных технологий производства.

Также в числе мер - рациональное обеспечение ресурсной базой крупных инвестиционных проектов, в том числе проектов производства и поставок трубопроводного газа и СПГ; учет интересов и ресурсного потенциала всех недропользователей.

В комплексе первоочередных мер, в частности - установление экономически обоснованных цен на газ; сохранение действующей конфигурации экспорта трубопроводного газа, проработка вопроса необходимости ускорения темпов роста и увеличения объемов экспорта газа, рассмотрение вопроса о дальнейшей либерализации экспорта СПГ.

Также планируется создание благоприятных инвестиционных условий, в том числе за счет установления экономически обоснованных цен и тарифов на транспортировку, мер господдержки, реализация инвестпрограмм и проектов по развитию газотранспортной инфраструктуры и подземных хранилищ газа для экспорта в дружественные страны.

Для развития СПГ-сегмента планируется развитие крупнотоннажных СПГ-заводов, создание специализированных центров и (или) хабов по перевалке, хранению и торговле СПГ, а также сопутствующей газотранспортной инфраструктуры; обеспечение флотом газовозов для удовлетворения потребностей действующих и планируемых проектов по производству СПГ; создание стимулов для локализации и развития технологий крупно-, средне- и малотоннажных СПГ-проектов, а также внедрения оборудования в проекты по производству сжиженного природного газа (в том числе за счет мер государственной поддержки); кооперация с дружественными странами для совместного развития газотранспортной инфраструктуры; экономически обоснованная максимизация экспорта газа с учетом обеспечения оптимального сочетания поставок трубопроводного газа и СПГ из России.

В комплекс первоочередных мер по увеличению потребления газа на внутреннем рынке входят: соединение магистрального газопровода "Сила Сибири" с газотранспортной системой "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" и впоследствии с Единой системой газоснабжения; расширение программы газификации; развитие инфраструктуры для расширения использования газомоторного топлива и газа на наземном и водном транспорте; диверсификация направлений экспортных поставок продукции газоперерабатывающих производств; развитие сети газоснабжения для обеспечения новых объектов по производству электрической и тепловой энергии.

Показателями решения поставленных задач являются увеличение уровня газификации с 73,8% в 2023 году до 82,9% в 2030 году, с 84% в 2036 году до 86,2% в 2050 году, увеличение проектной производительности экспортных газопроводов в страны Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона с 30 млрд куб. м в 2023 году до 98 млрд куб. м в 2030, 2036 и 2050 годах, объема производства СПГ с 32,34 млн т в 2023 году до 90 - 105 млн т в 2030 году, до 110 - 130 млн т в 2036 году и до 110 - 175 млн т в 2050 году, а также увеличение объема потребления природного газа (метана) в качестве моторного топлива с 2,19 млрд куб. м в 2023 году до 6,7 - 9 млрд куб. м в 2030 году, до 11,5 - 16,8 млрд куб. м 2036 году и до 21,3 - 29,3 млрд куб. м в 2050 году.

Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в течение 6 месяцев должно представить в правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Ниже представлена таблица.

Таблица

2023г2030 год
2036 год
2050 год
фактинерционныйцелевойинерц.цельинерц.цель
Добыча нефти (с конденсатом), млн т531523540477540360540
Поставки нефти на внутренний рынок297293305292305287305
Экспорт нефти23423023518523573235
Производство нефтепродуктов275272283272283272283
Поставки н/п на внутр.рынок144157156161159162158
Экспорт н/п131115127111124110125
Производство нефтехимии7,3101410141418
Поставки н/х на внутр.рынок6,47,68,18,28,69,710,5
Поставки н/х на экспорт23,77,13,16,65,48,5
Импорт н/х1,11,31,21,31,21,11
Добыча газа, млрд куб. м6378138538849659221107
Поставка газа на внутр. Рынок496543560564589602669
Экспорт газа146270293320376320438
в т.ч. Трубопроводные поставки101128151168197168197
в т.ч. СПГ45142142152179152241

Поделись своим мнением

avatar
 
ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.