Генеральный директор Meta Марк Цукерберг задумывался о выделении Instagram в отдельную компанию в условиях усиливающегося антимонопольного давления на Big Tech, согласно меморандуму 2018 года, который появился на поверхности во вторник, когда Цукерберг оказался на свидетельском стенде для защиты своей компании от обвинений в том, что Meta незаконно доминировала в социальных медиа.
"Интересно, не стоит ли нам рассмотреть экстремальный шаг и выделить Instagram в отдельную компанию", - сказал Цукерберг в меморандуме, показанном на второй день суда, где Meta судится с Федеральной торговой комиссией президента Трампа.
"Поскольку призывы о разбиении крупных технологических компаний растут, есть вероятность, что нам все равно придется выделить Instagram и, возможно, WhatsApp в следующие 5-10 лет", - писал Цукерберг в 2018 году другим руководителям, ссылаясь на Reuters.
Сейчас ФТК просит федерального окружного судью Джеймса Боасберга в Вашингтоне в рамках этого нового антимонопольного процесса вынудить Meta (META) продать Instagram, а также свой мессенджер WhatsApp.
Instagram стал центральной темой для Цукерберга, когда он проводил второй день на свидетельском стенде, отвечая на многочисленные вопросы со стороны правоохранительных органов и сталкиваясь со своими прошлыми словами и документами.
В электронном письме 2012 года Цукерберг сообщил тогдашнему финансовому директору Facebook Дэвиду Эберсману, что приобретение Instagram и других стартапов можно рассматривать как способ для Facebook выиграть время.
Даже если появится новый конкурент, покупка Instagram, Path, Foursquare и т.д. сейчас даст нам год или более для интеграции их динамики, прежде чем кто-либо сможет приблизиться к их масштабу снова, - писал Цукерберг, ссылаясь на отчет о свидетельстве, опубликованный Bloomberg.
Цукерберг согласился под вопросами адвоката ФТК, что приобретение Instagram было направлено на нейтрализацию конкурента, но добавил, что покупка также была направлена на улучшение качества и функциональности Facebook.
Я воспринимаю это как речь о включении функциональности и оставании впереди по качеству. Но масштаб - один из аспектов этого, а время - один из аспектов этого, - заявил Цукерберг, согласно Bloomberg.
Нельзя утверждать, что нас интересовал только масштаб или темп роста, что, я думаю, подразумевает ваш вопрос.
Цукерберг сообщил суду, что интерес Facebook к Instagram также связан с его борьбой построить собственное приложение для обмена фотографиями.
Компания анализировала, стоит ли создавать или покупать камерное приложение, и, по его словам, он считал, что Instagram лучше справляется с этим, поэтому он решил их купить".
"Создание нового приложения сложно, - заявил Цукерберг, и намного чаще, чем неудавшиеся попытки создать новое приложение не приводили к успеху.
'Не вызывает сомнений, что они рассматривали Instagram как конкурентную угрозу'
Один юридический эксперт, который проводил расследование Meta для Конгресса, сказал, что он считает, что показания Цукерберга помогут ФТК преодолеть свои основные препятствия в этом случае.
"Для меня нет сомнений в том, что они рассматривали Instagram как конкурентную угрозу", - сказал Слейд Бонд, бывший главный юрисконсульт подкомитета по антимонополии палаты представителей, который помог возглавить конгрессионное расследование 2019 года в отношении Meta и других крупных технологических компаний. Сейчас он является адвокатом в Cuneo Gilbert & LaDuca.
Бонд добавил, что Цукерберг заявил, что Facebook потратил 1 миллиард долларов на приобретение приложения из-за его взлетающего темпа роста.
Эти электронные впечатления "не являются тонкими", - сказал Бонд. "У вас молодой генеральный директор в конце 20-х годов, пишущий все, что считает нужным своей старшей руководящей группе в любое время суток, и теперь нам предлагают поверить, что это не так, что просто невозможно".
Однако, чтобы выиграть дело, ФТК должна доказать, что на момент приобретения Instagram и WhatsApp Facebook работала на рынке 'персональных социальных сетей', подмножестве более широкого рынка социальных медиа.
И это имеет свои трудности в рынках, где нет четкой цены на услуги, по словам Бонда. По вопросу определения продуктового рынка это сложно для судов, особенно в неценовых рынках, - сказал Бонд.
Он пояснил, что для доказательства монополии Facebook ФТК должна показать, что люди используют Facebook и Instagram как определенный тип социальных медиа для общения с друзьями и семьей.
Meta утверждает, что ФТК ошибочно определила рынок, на котором конкурируют Facebook, Instagram и WhatsApp, потому что не учла TikTok, YouTube, X и LinkedIn. Ее адвокаты также отметили, что ФТК утвердила покупки Instagram и WhatsApp более десяти лет назад.
'"На суде будет показано то, что знает каждый 17-летний человек в мире: Instagram, Facebook и WhatsApp конкурируют с китайским TikTok, YouTube, X, iMessage и многими другими", - заявил представитель Meta.
Отделение Instagram нанесет серьезный удар по финансовым показателям Meta. Приложение принесло Meta $32 миллиарда в доходах от рекламы в США в 2024 году, что составляет 48,4% от общего дохода от рекламы, согласно Emarketer.
Судья Боасберг выделил примерно два месяца обеим сторонам для представления своих аргументов, что потенциально может растянуть процесс до июля 2025 года.
Алексис Кинан - юридический репортер Yahoo Finance. Подписывайтесь на Алексиса по ссылке @alexiskweed.
Нажмите здесь, чтобы узнать последние новости о технологиях, которые повлияют на фондовый рынок
Читайте последние финансовые и бизнес-новости от Yahoo Finance