Брайан Тевено и Виктория Валдерси
ГОНКОНГ (Рейтер) - Пока солнце заходило над викторианским заливом Гонконга, хорошо одетые блогеры-инфлюенсеры окружили очередь из элегантных электромобилей китайского производителя Xpeng (XPEV), одного из самых гудящих брендов на главном рынке электромобилей в мире.
Xpeng прибыл на терминал круизных судов перед этой неделей Шанхайского автосалона, чтобы представить свой роскошный микроавтобус X9 по цене от 359 800 юаней ($49 231) с функциями автоматического вождения, выдвижным экраном для развлечения пассажиров заднего сиденья - и даже встроенным холодильником.
Самые большие толпы окружали концепцию летающего автомобиля Xpeng, который стоял рядом с шестиколесным фургоном, предназначенным для его перевозки.
На следующий день на пресс-конференции генеральный директор Xpeng Хэ Сяопэн и президент Брайан Гу искрились амбициями, предсказывая, что компания станет одним из немногих выживших в гиперконкурентной индустрии электромобилей Китая за счет глобального расширения и создания внутренних возможностей в области искусственного интеллекта. Как Tesla, она стремится развивать роботакси и гуманоидных роботов.
В отличие от Tesla (TSLA), Xpeng еще не смогла обеспечить прибыль, несмотря на быстрый рост продаж с момента выпуска своего первого автомобиля в 2018 году и инвестиции от Volkswagen (VOW3.DE). То же самое можно сказать о десятках других китайских производителей электромобилей, даже при том, что этот сектор является лидером технологической революции, переворачивающей автомобильную промышленность по всему миру. Прибыль приносит лишь немногим, в частности, BYD (1211.HK), крупнейший производитель электромобилей и гибридов в Китае, главный конкурент Tesla.
Основной вопрос, стоящий перед китайской индустрией электромобилей на Шанхайском автосалоне, заключается в том, как и когда можно превратить взрывные продажи новаторских транспортных средств в устойчивую прибыль. Интенсивная конкуренция, стимулирующая инновации в секторе, также превратила Китай в рынок с немногими победителями, как зарубежными, так и местными.
Президент Xpeng Гу смотрит на вызов четко.
"За последние два десятилетия мы видим, что только несколько компаний показывают хорошие результаты," - сказал он. "Я очень обеспокоен китайскими автопроизводителями Я думаю, в конце концов, выживут лишь 10."
Xpeng находится среди лучше всего позиционированных китайских стартапов по производству электромобилей, способных процветать по мере того, как отрасль переходит от "электрификации" к "умножению" - конкурируя в области технологий самокатов и других технологий на основе искусственного интеллекта, заявил Бо Ю, эксперт по китайскому рынку в исследовательской фирме Jato Dynamics.
"Они не прибыльны из-за инвестиций во множество новых вещей, но их прибыльность улучшается," - сказала о Xpeng. "Они начали внутреннюю разработку искусственного интеллекта и самоуправляемых автомобилей, и летающий автомобиль - это не просто шоу, - они действительно в это верят."
Volkswagen приобрел 5% акций Xpeng в 2023 году, чтобы обеспечить содействие в ускорении развития программного обеспечения и электромобилей немецкого гиганта. Как и все иностранные автопроизводители в Китае, VW быстро теряет продажи в пользу местных стартапов по электромобилям.
Данные Jato Dynamics показывают, что 169 местных и иностранных автомобильных брендов соперничают в Китае, но только 14 имеют долю рынка более 2%. В прошлом году 86 брендов выпустили в общей сложности 327 моделей электромобилей, не включая гибриды.
Конкуренция снизила цены до уровней, невозможных за пределами Китая. Пока Tesla и другие автопроизводители борются за производство электромобилей, которые можно продать за менее чем $30 000 в Соединенных Штатах, электрический хэтчбек Seagull от BYD - звезда Шанхайского автосалона 2023 года - стоит менее $10 000.
УБЫТКИ КИТАЯ ПРИВОДЯТ К ЭКСПОРТУ
Основатель Xpeng сказал, что его компании придется балансировать между стремлением к технологическим прорывам и контролем затрат - и "глобализацией" для поиска прибыли за пределами Китая. Xpeng начала работу на 30 новых рынках в 2024 году и планирует войти на еще 30 стран в этом году. Она стремится в конечном итоге продать половину своих автомобилей за пределами Китая, где у нее будет больше "ценовой мощи", - сказал генеральный директор.
Гу сказал, что "ключевые регионы" Xpeng для расширения будут Европа, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Латинская Америка. Примечательно, что из этого списка исключены Соединенные Штаты, где президент Дональд Трамп наращивает долгосрочную торговую войну с Пекином, которая фактически запретила китайские автомобили и компоненты.
Такой протекционизм может привести к обратному эффекту для американских автопроизводителей, сказал Камерон Джонсон, консультант по поставкам с Tidalwave Solutions в Шанхае.
"Китайские фирмы обладают лучшими в мире технологиями автомобильной связи, и иностранным фирмам это необходимо для конкуренции во всем мире, особенно по мере того, как китайские марки становятся глобальными," - сказал он.
Гу сказал, что революция в отрасли требует, чтобы автопроизводители сами становились технологическими компаниями, а не полагались на поставщиков. Xpeng объявил на прошлой неделе, что в ближайшее время будет оснащать свои автомобили собственными чипами искусственного интеллекта.
"Вы должны обладать способностями в области искусственного интеллекта, программного обеспечения, технологий и производства," - сказал Гу. "Игроки, которые могут обладать этими полными возможностями, имеют больший шанс выживания."
ПУТИ К ПРИБЫЛИ
Несколько китайских производителей электромобилей и гибридов преодолели сложные проблемы прибыльности.
BYD сделала это с помощью огромных объемов продаж - достигнув 4,2 миллиона автомобилей по всему миру в прошлом году, что в семь раз больше, чем в 2020 году - предлагая огромный выбор моделей. BYD также является одним из самых вертикально интегрированных автопроизводителей в мире, что означает, что она производит подавляющее большинство компонентов своих автомобилей, экономя время и деньги.
В прошлом году BYD получила рекордную прибыль около $5,5 миллиарда при доходе почти $107 миллиардов. В сравнении Tesla сообщила о чистой прибыли в 2024 году в размере $7 миллиардов при доходе почти $98 миллиардов.
Другие прибыльные игроки включают зрелые автопроизводители Китая, такие как Chery и Geely, которые имели крупные бизнесы по производству бензиновых автомобилей, прежде чем начали производство электромобилей.
Два меньших производителя электромобилей, Leapmotor (9863.HK) и Li Auto (LI), также сейчас на плаву, хотя с разными стратегиями. Li Auto сосредоточилась в основном на премиальных гибридах с увеличенным запасом хода, которые предлагают меньше проблем с зарядкой по сравнению с электромобилями, сказал Ю. Leapmotor выпустила автомобили более низкой цены - как электрические, так и гибридные - и сократила расходы за счет вертикальной интеграции и общих платформ для разных моделей.
"Ценовая война не такая уж плохая вещь" для прибыльности отрасли, - сказала она. "Но это также не плохо, потому что это стимулирует инновации."
Xpeng также сосредоточена на более высоком сегменте и видит ускоряющийся рост продаж, который в прошлом году составил около 190 000 автомобилей. Производитель заявил в заявлении, что остается верным своей цели обеспечить прибыль в этом году.
($1 = 7,2914 китайских юаней)
(Информационное агентство Рейтер Брайан Тевено и Виктория Валдерси в Гонконге; Дополнительная информация от Цяойи Ли в Пекине; Редактирование Джейми Фрид)