Глобальная автомобильная промышленность вскоре может почувствовать последствия одного из самых смелых шагов Китая в торговой войне - ограничение экспорта нескольких редких земель, которые являются критически важными для автомобильной, энергетической и оборонной промышленностей.
Ранее в этом месяце Китай, доминирующий в мировой цепочке поставок редких земель и критических минералов, объявил, что ограничит экспорт диспрозия, гадолиния, скандия, тербия, самария, иттрия и лютеция. Эти так называемые тяжелые и средние редкие земли в основном используются в автомобильной промышленности, включая роторы, моторы и трансмиссии в электромобилях и гибридах, а также в оборонной промышленности в частях самолетов, ракет и беспилотников.
Китай ограничивает экспорт
После шага Пекина китайские экспортеры этих семи редких земель должны будут получить лицензии на экспорт, а реэкспорт в Соединенные Штаты запрещен. Китай включил 16 американских организаций, в основном в секторах обороны и авиакосмической промышленности, в список контроля экспорта, ограничивая их в получении двойственного использования товаров.
Это не первый раз, когда Пекин использовал свое доминирование в редких землях в торговой войне со своим крупнейшим соперником. Еще в декабре Китай запретил экспорт антимония, галлия и германия в США, минералы используются в специализированных применениях в чипмейкинге, обороне и коммуникационных отраслях.
В 2023 году Китай запретил экспорт технологий по извлечению и разделению редких земель в попытке защитить свою редкоземельную промышленность.
Китай доминирует в добыче и переработке редких земель и продолжит доминировать на глобальном уровне к концу этого десятилетия, хотя доля может быть меньше, поскольку страны исследуют варианты для сокращения зависимости от китайских материалов.
Связано: Hammerfest LNG снова нажимает кнопку "Спать" на этот раз намеренно
Ожидается, что в 2030 году Китай станет крупнейшим производителем редких земель в мире, с долей рынка в 54%, за ним следует Австралия, отстающая на втором месте с 18%, показывают оценки Международного энергетического агентства (МЭА).
По оценкам МЭА, в переработке редких земель Китай ожидается, что иметь еще более крепкое положение на мировом рынке, с долей в 77% к 2030 году. Вторым по величине перерабатывающим предприятием к концу десятилетия должна стать Малайзия, с долей в 12%, согласно оценкам МЭА.
Воздействие на отрасли
В то время как администрация Трампа сосредоточилась на введении все более высоких тарифов на Китай, ответ Пекина был более разнообразным, чем просто бесконечный тит за тат. Китай использовал свое доминирование в цепочках поставок редких земель, критически важных для оборонной, автомобильной и энергетической промышленностей Запада и США.
После ограничения экспорта семи тяжелых и средних редких земель экспорт этих был приостановлен, поскольку экспортеры поторопились подать заявки и ждали выдачи лицензий на экспорт.
Экспорт был остановлен 4 апреля, сообщили источники Рейтер ранее в этом месяце.
На вопросы моих клиентов о том, когда их грузы смогут покинуть Китай, мы сообщаем им примерное время в 60 дней, но это может занять дольше, - заявил анонимный китайский трейдер редкими землями Рейтерс.
Потенциальное двухмесячное ожидание для отправки грузов из Китая с новыми выданными лицензиями на экспорт может быть слишком долгим для многих клиентов этих материалов.
Большинство автопроизводителей и их поставщиков в цепочке поставок имеют запасы магнитов всего на два-три месяца, которые используются в трансмиссиях и роторах, сообщили металлоторговцы Financial Times.
По шкале от 1 до 10 китайские ограничения на экспорт оцениваются на 7 или 8 по степени серьезности и могут иметь последствия для всех производителей автомобилей, включая Tesla, - сказал металлоторговец компании Tradium Ян Гизе, компании с главным офисом во Франкфурте, журналу FT.
Если экспортеры должны ждать месяцы, чтобы получить свои лицензии на экспорт из Китая, могут возникнуть дефициты на глобальном уровне, учитывая, что запасы в цепочке поставок и автопроизводителях не превышают три месяца.
Запасы тяжелых редких земельных элементов не достаточны, чтобы избежать потенциальной турбулентности автомобильных цепочек поставок, - сказал представитель правительства Японии, одного из крупнейших автопроизводителей, журналу FT.
Аналитики говорят, что США уязвимы для китайского контроля над экспортом редких земель.
Соединенные Штаты особенно уязвимы для этих цепочек поставок, заявили аналитики программы по безопасности критических минералов в Центре стратегических исследований и международных отношений (ЦСИС), прокомментировав ограничения китайского экспорта семи средних и тяжелых редких земель.
До 2023 года Китай обеспечивал 99% мировой переработки тяжелых редких земель (RRE), с минимальным объемом производства на рефинерии во Вьетнаме. Однако этот объект был закрыт в течение прошедшего года из-за налогового спора, что фактически дало Китаю монополию на поставки, написали Грейселин Баскаран и Мередит Шварц из ЦСИС.
Помимо глобальной автомобильной промышленности, китайские ограничения на экспорт могут повлиять на производство технологий обороны США, поскольку редкие земли являются критическими для многих из них, включая истребители F-35, подводные лодки класса Вирджиния и Колумбия, ракеты Томагавк, радиосистемы, беспилотные аппараты "Predator" и серию умных бомб Joint Direct Attack Munition.
Истребитель F-35 содержит более 900 фунтов редких земель, на эсминце класса Арли Бёрк потребляется около 5200 фунтов, а подводная лодка класса Вирджиния использует около 9200 фунтов редких земель, согласно ЦСИС.
Внутренние возможности США не готовы закрыть пробел в случае дефицита поставок редких земель, поскольку в настоящее время в Соединенных Штатах не происходит разделение тяжелых редких земель, заявил аналитик ЦСИС.
Автор: Цветана Параскова для Oilprice.com
Больше интересных материалов от Oilprice.com
Нефтяные рынки готовятся к новому внешнему шоку
Основатель Kinder Morgan преуменьшает влияние тарифов на американский СПГ
Нефтяные супертанкеры Китая сталкиваются с платой в 5,2 миллиона долларов за заход в порт США
Прочитайте эту статью на OilPrice.com