Лиза Баррингтон, Тим Хефер и Абхиджит Ганапаварам
СЕУЛ/ПАРИЖ (Рейтер) - Компания Boeing планирует повторно продать потенциально десятки самолетов, заблокированных в Китае из-за тарифов, после возвращения третьего самолета в Соединенные Штаты в столкновении по доставке, которое вызвало новую критику Пекина от президента США Дональда Трампа в четверг.
Действия направлены на предотвращение повторения дорогостоящего накопления недоставленных самолетов, наблюдаемого во время прошлых кризисов безопасности и торговли, поскольку производитель самолетов стремится предотвратить напряженности, подрывающие его усилия по сохранению наличности и погашению долгов.
Boeing сделал редкое заявление о потенциальной продаже самолетов в ходе аналитического обращения в среду, заявив, что покупателей в трудном рынке самолетов не будет.
"Клиенты звонят, просят дополнительные самолеты", - сказал финансовый директор Брайан Уэст. Такие переговоры обычно держатся в строгой тайне.
"Из-за тарифов многие наши клиенты в Китае заявили, что не примут самолеты", - сказал генеральный директор Келли Ортберг.
Источники в отрасли считают, что эти замечания были восприняты как сигнал для Пекина и Вашингтона о том, что торговый конфликт между двумя крупнейшими экономиками мира может принести вред, поскольку китайские авиакомпании стремятся к увеличению мощностей, а Boeing остается с новыми запасами.
В этом месяце Трамп повысил базовые тарифы на китайские импортные товары до 145%. Китай ответил 125% тарифом на товары из США.
В четверг Трамп призвал компанию-производителя дефолтировать по Китаю за невзятие самолетов, на покупку которых она согласилась.
"Это всего лишь маленький пример того, что Китай сделал с США за годы", - сказал Трамп в посте на Truth Social.
Boeing пока не прокомментировала пост.
Вашингтон ранее выразил готовность к деэскалации торговой войны, заявив в начале этой недели, что высокие тарифы между США и Китаем неустойчивы.
Boeing является одним из крупнейших экспортеров США и исторически отправлял четверть своих самолетов в Китай, однако доля китайских авиакомпаний в его заказном портфеле сейчас составляет 10%, после того как европейский конкурент Airbus увеличил свою долю на рынке.
С Airbus ведутся периодические переговоры о заказе до 500 самолетов уже как минимум год, однако в отрасли утверждают, что Китай обычно осторожно подходит ко всем крупным решениям о покупках в периоды геополитической неопределенности.
Компания Airbus заявила, что никогда не комментирует коммерческие обсуждения, которые могут вестись или не вестись.
Потенциальными альтернативными рынками для самолетов Boeing являются Индия, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, однако из-за сложности и неопределенности в переговорах о том, кто может уступить в тарифном противостоянии, эти дискуссии лишь начались, говорят источники в отрасли. Air India считается потенциальным участником торгов от имени Air India Express.
СЛОЖНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Тем не менее, эксперты предупреждают, что осуществление угрозы переадресации самолетов другим покупателям не будет простым.
Нахождение новых клиентов после постройки самолетов "может быть затратным делом", говорится в издании Leeham News, специализирующемся на аэрокосмической отрасли. Многие компоненты, такие как салоны, выбираются авиакомпаниями, и изменение конфигураций может стоить миллионы долларов. Это также может создать клубок контрактных обязательств и потребовать сотрудничества с первоначальным покупателем.
Своей стороны Китай призвал Вашингтон отказаться от тарифов, однако его авиакомпании стремятся к новым самолетам, чтобы удовлетворить спрос и оставаться в пределах ограничений по возрасту внутреннего воздушного флота.
"Это будет крайне сложно. Все демонстрируют свою силу, но никто полностью не доминирует", - сказал источник из сферы авиационного финансирования, попросивший сохранить анонимность.
Публичная позиция Boeing следует за угрозой воздействия тарифов на десятилетний таможенный статус аэрокосмической отрасли. Однако старшие представители отрасли утверждают, что нет ясных доказательств о заявленном официальном запрете китайского правительства на самолеты из США.
Шаг по возвращению и повторной реализации самолетов противопоставляется накоплению, наблюдаемому во время практически пятилетнего останова поставок 737 MAX в Китай и предыдущих торговых напряженностей.
"Мы не будем продолжать строить самолеты для клиентов, которые их не примут", - сказал Ортберг аналитикам.
Два самолета, отправленные в Китай в марте для доставки в авиакомпанию Сямынь, вернулись к Boeing в Сиэтле на прошлой неделе.
Третий 737 MAX вылетел из центра завершения Boeing в Жоушане, рядом с Шанхаем, в американскую территорию Гуам в четверг, показали данные Flightradar24. Гуам - одна из остановок, которые делают самолеты Boeing в пути через Тихий океан.
Третий самолет первоначально был построен для Air China, сообщила группа Aviation Flights. Флагманская авиакомпания не ответила на запрос о комментариях.
Boeing планировал доставить около 50 новых самолетов в Китай до конца этого года, сообщил Уэст. В настоящее время рассматриваются варианты по повторной реализации 41 самолета, которые уже построены или находятся в производстве.
(Отчеты Лизы Баррингтон в Сеуле, Тима Хефера в Париже и Абхиджита Ганапаварама, дополнительные материалы Кэтрин Джексон. Редактирование Джеклин Вонг, Марк Поттер и Гарет Джонс)