Мало кто в Великобритании знает название Jingdong (JD, 9618.HK), несмотря на то, что это один из крупнейших ритейлеров мира с ежегодным оборотом почти $160 млрд (120 млрд).
Тем не менее, это скоро может измениться. Jingdong, или JD.com, как его обычно называют, нацелился на Великобританию.
Компания с головным офисом в Пекине начала амбициозную кампанию по найму персонала, переманивая таланты из таких компаний, как Tesco, Ocado, Amazon, Lidl и Holland & Barrett, и запустила испытание онлайн-ритейл-бренда под названием Joybuy перед официальным запуском к концу этого года.
Это значительное расширение в Великобританию для глобального ритейл-титана, который имеет около 600 млн ежегодных покупателей по всему миру и занимает почти 700 000 человек. Ричард Цяньдун Лю, его основатель и председатель, является одним из самых богатых людей Китая с чистым капиталом, сообщается, более $6 млрд.
Хотя JD.com мало известен покупателям за пределами Азии, это домашнее имя и одна из крупнейших онлайн-торговых империй мира.
Он ведет онлайн-магазин на подобие Amazon в Китае, где можно заказать продукты, одежду и товары онлайн и получить их по доставке. В Великобритании он, вероятно, будет предлагать более ограниченный ассортимент продуктов, но все же попытается проникнуть на ритейл-рынок.
Компания пока молчит о своей стратегии для Великобритании, но уже давно намекает на свои намерения в британских водах. Она выдвигалась в качестве потенциального покупателя сети электроники Currys в прошлом году, когда она была выставлена на продажу, но в конечном итоге отошла от процесса.
Ее надвигающееся появление в Британии приходится на непростое время для китайских ритейл-гигантов в условиях торговой войны Дональда Трампа. Наказательные тарифы могут заставить китайские группы искать другие рынки за пределами США, причем Великобританию и Европу часто видят как потенциальных кандидатов для экспансии.
Даже до введения тарифов JD.com постепенно расширял свое присутствие за пределами Китая, строил связи с США и Европой.
Walmart, американский ритейл-гигант, ранее владел долей в JD.com на сумму $3,7 млрд, которую полностью продал в 2024 году из-за снижения доходности. Акции JD.com упали более чем на 43% за последние пять лет, оставив его с рыночной капитализацией $46,2 млрд (34,7 млрд).
Этот международный прорыв уже привел к росту компании в Европе, в частности, к открытию автоматизированного склада площадью 27 000 кв. футов в Польше недалеко от границы с Германией.
Пробел на рынке
Дэвид Сейблс, генеральный директор ритейл-консалтинговой компании Sentinel Management Consultants, говорит, что перспектива устойчивых инвестиций JD.com в Великобританию может вызвать беспокойство у установленных супермаркетов.
Могут ли они сделать значительный отпечаток? Абсолютно да. В Великобритании есть ли место для еще одного серьезного участника на рынке дисконтных товаров? Абсолютно.
Если они хотя бы частично будут конкурировать по цене с Aldi и Lidl, они смогут привлечь покупателей.
Испытательный веб-сайт Joybuy на данный момент предлагает широкий ассортимент товаров амбиентного происхождения и замороженных продуктов, а также безалкогольные напитки и алкоголь, наряду с электроникой и другими не продовольственными товарами.
В настоящее время он предлагает широкий ассортимент импортных азиатских продуктов наряду с товарами некоторых известных брендов, таких как Tonys Chocolonely и Pip & Nut. Свежие продукты не представлены, и известно, что ретейлер еще не принял решение о их продаже.
Мэтью Ноббс, бывший руководитель Lidl и Holland & Barrett, нанятый на должность главного товароведа JD.com для Великобритании, заявил в LinkedIn, что готовится к борьбе в Великобритании за один из китайских успехов.
Сейблс считает, что на рынке есть пробел для подобных компаний, потому что Aldi и Lidl предлагают очень ограниченные возможности онлайн. Это был осознанный шаг немецких сетей, что помогло им оказать давление на четыре крупных супермаркета.
Дело в том, что как только вы начинаете делать эти инвестиции [в онлайн-ритейл], это деньги, которые нельзя направить на цену, говорит Сейблс. Сохраняя свою модель очень простой вот как им удалось достичь своей ежедневно низкой цены.
Напротив, JD.com глобально гордится быстрой доставкой на следующий день это услуга, которую, как утверждает компания, она сможет предложить в Великобритании с запуском Joybuy. Она представляет себя ведущим поставщиком технологий и услуг с основой в цепочке поставок.
Турбулентность торговой войны
Это происходит в то время, когда многие китайские компании были подвергнуты ударам в результате нарастающих торговых войн Трампа. Президент США ввел разрушительно высокие тарифы в размере 145% на Китай, бросив китайские компании, экспортирующие в США, в хаос.
JD.com выступил в поддержку отечественных китайских производителей, пострадавших от тарифов Трампа, обещая закупить примерно на $27 млрд (20 млрд) товаров у экспортеров из Китая в этом году, чтобы помочь им переключить свои продажи на китайский рынок.
Мистер Трамп также закрыл налоговый лазейку, которая позволяла китайским компаниям импортировать дешевые товары в США, вызвав опасения о так называемом демпинге дешевых товаров китайскими ретейлерами в Великобритании.
Тем не менее, человек, знакомый с ситуацией, говорит, что JD.com будет снабжать большинство продуктов питания для продажи в Великобритании из внутренних источников.
Цель Joybuy заключается в том, чтобы быть местным ритейлером, максимально местно снабжаясь качественными и подлинными продуктами. Это лучше для клиентов и рынка, говорят они.
Известно, что уже были установлены контакты между JD.com и некоторыми крупными британскими поставщиками продуктов и напитков.
Универсальный магазин
Хотя на рынке может быть пробел для JD.com, Клайв Блэк, аналитик Shore Capital, предупреждает, что существующим дисконтным ритейлерам, таким как B&M, было трудно сохранить свою восходящую траекторию в условиях кризиса стоимости жизни.
Он также указывает на попытки Amazon проникнуть на британский рынок продуктов, которые не удалось осуществить. Онлайн-гигант в прошлом году прекратил свой сервис по продаже продуктов Amazon Fresh во многих городах Великобритании.
Он понял, что чисто онлайн-бизнес не является экономически целесообразным, - говорит Блэк.
И, что самое важное, он утверждает, что большинство британских покупателей все еще очень привязаны к физическим магазинам, даже в сегменте с дисконтными ценами.
Все еще 87% населения ходят в магазины, - говорит Блэк. Людям нравится [глава Ocado] Тим Стейнер говорил глупости все эти годы о том, что все будут покупать онлайн. И это просто не правда, это не произошло.
Сэйблс добавляет: Есть еще много людей, которые хотят взять свой хлеб, посмотреть на него, упаковать авокадо, пощупать и положить в корзину.
Это не только о цене. Это должен быть правдоподобный универсальный магазин.
Представитель JD.com сказал: Joybuy в настоящее время находится в тестовой фазе своей модели самостоятельного онлайн-ритейла. Планируется официальный запуск платформы Joybuy к концу 2025 года.
Операции JD.com в Европе строятся на тех же принципах, которые определяют наш успех в Китае: предоставление высококачественных товаров по отличным ценам, поддержанных быстрой и надежной доставкой.