Генеральный директор Ryanair угрожает отменить заказы у американского производителя самолетов Boeing и купить у китайских производителей, если тарифы Дональда Трампа увеличат стоимость производства.
В письме к высшим законодателям США Майкл О'Лири критиковал торговую войну Вашингтона с Пекином и предупредил, что значительное увеличение цен на самолеты может заставить его компанию искать других поставщиков.
Ирландец сказал, что Ryanair даже может обратиться к государственной Китайской корпорации по производству самолетов (Comac), что наверняка разозлит г-на Трампа, который сделал изоляцию Китая ключевой целью своей торговой войны.
Ryanair, крупнейший перевозчик в Европе, в настоящее время ждет поставку 29 самолетов Boeing 737 Max 200 из общего заказа на 210.
Также было заказано 150 самолетов Max 10, самых крупных в семействе 737, для поставки с 2027 года с возможностью заказать еще 150 после этого.
Производители самолетов зависят от сложных цепочек поставок, охватывающих как США, так и Европу. Тарифы г-на Трампа означают, что отрасль, ранее наслаждавшаяся безтаможенным статусом, столкнулась с рядом неожиданных издержек.
Производители сигнализировали акционерам, что они попытаются переложить эти издержки на клиентов, а не поглотить их. Но такое предложение вряд ли понравится авиакомпаниям.
В своем письме, первоначально сообщенном Reuters, г-н О'Лири сказал американским законодателям: Если правительство США продолжит свой необдуманный план введения тарифов, и если эти тарифы существенно повлияют на цену экспорта самолетов Boeing в Европу, то мы обязательно пересмотрим как наши текущие заказы у Boeing, так и возможность размещения этих заказов в другом месте.
Г-н О'Лири сказал, что разговоров с Comac не было, но Ryanair, конечно, рассмотрел бы китайские самолеты, если они будут дешевле на 20% по сравнению с конкурентами, произведенными главным соперником Boeings, Airbus.
Comac пытается конкурировать с моделями короткого радиуса действия, продаваемыми Airbus и Boeing, своим самолетом C919, который вступил в эксплуатацию в Китае два года назад. Он еще не был сертифицирован авиационными регуляторами в Европе.
Это не первый раз, когда г-н О'Лири, управляющий Ryanair с 1994 года, предположил, что он может быть открыт для покупки китайских самолетов. Ранее Ryanair объявила о партнерстве с Comac в 2011 году, хотя это не привело к реальным заказам.
В интервью в марте новостному сайту Skift он сказал: Китайцы в основном строят [Airbus] A320.
Так что если это будет достаточно дешево, то мы его заказываем. В конечном итоге самолет будет сертифицирован. Мы всегда сосредотачиваемся на покупке самолетов по самой низкой цене и в самое подходящее время.
Мне все равно, кто их производит, будь то Boeing, Airbus или Comac.
Некоторые аналитики предполагают, что публичные заявления г-на О'Лири являются тактикой ведения переговоров.
Раджа Кришнамурти, наиболее высокопоставленный демократ в комитете палаты по Коммунистической партии Китая, предостерег от размещения заказов у Comac, указывая, что у него тесные связи с китайской армией и вероятно получил пользу от кражи интеллектуальной собственности.
С уважением, американские и европейские авиакомпании не должны даже рассматривать будущую покупку самолетов у китайских военных компаний, - сказал он в письме г-ну О'Лири.
Boeing - один из крупнейших американских экспортеров, и уже столкнулся с последствиями торговой политики г-на Трампа.
После введения тарифов ему пришлось вернуться из Китая трем самолетам 737 Max, так как авиаперевозчики в стране отказались их принять.
Расширьте свои горизонты с выдающейся британской журналистикой. Попробуйте The Telegraph бесплатно на 1 месяц с неограниченным доступом к нашему сайту, эксклюзивному приложению, предложениям по экономии и многому другому.