Онлайн в Австралии действует более 140 призрачных магазинов, лживо выдающих себя за местные бренды и продавая все, начиная от низкокачественной одежды до контрафактных спортивных марок или совсем ничего.
Пострадавшие клиенты сообщили Guardian Australia, что если продукты, которые они купили на этих сайтах, действительно приходили, то они были низкого качества, и было практически невозможно организовать возврат средств.
Связано: Призрачные магазины: онлайн-ритейлеры, продвигающие распродажи закрывающихся магазинов, которых на самом деле не существует
Австралийская комиссия по конкуренции и потребительским правам (ACCC) проводит расследование после волны жалоб на призрачные магазины, но эксперты считают, что Shopify и Meta должны нести ответственность за возможность существования этих сайтов и разрешение им использовать ложную рекламу.
Подпишитесь на вечерние новости: рассылку по электронной почте о выборах 2025 года
Guardian Australia, совместно с экспертами в области потребительских прав, отследил более 140 онлайн призрачных магазинов, все они выдают себя за местные предприятия и часто сопровождаются вымышленной историей, рассказывающей потребителям, что они закрываются и должны избавиться от товара.
Анализ показывает, что количество мошеннических сайтов и угроз для австралийских потребителей намного шире, чем предполагалось ранее.
31 марта Guardian Australia купил блузку за 69,95 долларов на сайте Maison Canberra, который впоследствии был закрыт. Магазин отправил письмо 1 апреля, сообщив, что товар отправлен, но он так и не был доставлен.
Эксперты говорят, что сайты должны подпадать под австралийское потребительское законодательство, потому что они рекламируются в социальных сетях на местном уровне, но сложно привлечь их к ответственности из-за трудностей с определением точного местоположения владельцев.
Многие из веб-сайтов используют очень похожие тексты, продают похожие продукты и повторно используют адреса электронной почты. Например, один сайт, рассмотренный Guardian Australia, в названии которого есть Сидней, указывает контактный адрес электронной почты для другого сайта с названием Дублин.
Мы должны называть это так, как оно есть: мошенничество в цифровой торговле
Эрин Тёрнер
В прошлом ноябре один онлайн-магазин заявил на своей странице в Facebook, что: После многих лет работы только в физическом магазине в самом сердце Мельбурна, мы решили открыть наш интернет-магазин!.
Однако на своем веб-сайте он указывает, что базируется в Ленник, Бельгия. Он указывает адрес дома в 30 минутах от Брюсселя, но также говорит, что некоторые из наших продуктов находятся и отправляются из Австралии, а другие отправляются из Китая.
Другой онлайн-магазин утверждает на своем веб-сайте, что базируется в центре Мельбурна. Но он указывает два адреса: один для офисного здания в центральном Амстердаме и другой для дома в городе в 20 км оттуда.
Возвратный бланк для третьего сайта указывает клиенту оплатить почтовые расходы по адресу в Чжэцзян, Китай. Тот же адрес указан на пяти других веб-сайтах один из них в названии использует слово 'Aussie', а другой 'Лондон'.
На сторонних сайтах отзывов клиенты утверждают, что им было сказано отправлять возвраты на тот же адрес в Чжэцзян после покупки товаров на сайтах, которые утверждали, что базируются в Норвегии, Канаде, Германии и Новой Зеландии.
60-летняя женщина из Брисбена, попросившая не называть ее имя, говорит, что потратила около 350 долларов на обувь и одежду на этом сайте в прошлом году после просмотра рекламы в Facebook. Она говорит, что получила товары, но они были низкого качества.
Попытавшись организовать возврат средств, она обратилась в PayPal и своего провайдера кредитных карт.
Женщина говорит, что компания отправила PayPal данные своего процесса возврата, в котором указан адрес в Чжэцзян и инструкция сделать ложное таможенное декларирование, утверждая, что стоимость товаров не превышает 5 долларов.
Любая сумма выше 5 долларов немедленно будет уничтожена, что приведет к невозможности возврата, гласила форма.
Клиентка сказала, что обычно она очень настойчивый человек, но после четырех месяцев туда-сюда и споров с людьми, я решила просто покончить с этим, потому что это вызывало много беспокойства. Ей пока не удалось получить возврат средств.
Большинство выявленных призрачных магазинов на основе анализа Guardian Australia, данных от клиентов и текущего списка сайтов, составленного группой Scam Alerts Australia в Facebook были созданы с использованием платформы электронной коммерции Shopify.
Генеральный директор Центра исследований потребительской политики Эрин Тёрнер заявила, что онлайн-платформы должны сделать больше для предотвращения использования их услуг мошенниками.
Платформы, такие как Shopify и Instagram, зарабатывают деньги, так как эти призрачные магазины платят за рекламу и поддержку, сказала она.
Мы должны называть это так, как оно есть: мошенничество в цифровой розничной торговле. Без согласованных действий цифровых платформ и регуляторов эти мошенники будут продолжать обманывать систему.
Guardian Australia обратился к Meta и Shopify для комментариев, но компании не ответили до дедлайна.
Цифровой маркетолог Брайони Каллин сказала, что за последние шесть месяцев она видела увеличение объема рекламы в социальных сетях для этого типа онлайн-магазинов. Она сообщила о рекламе 13 различных бизнесов компании Meta. Каждый раз ей сообщали, что объявление не будет снято.
Одно из сообщений поддержки, полученное Каллин от Meta и увиденное Guardian Australia, гласило, что компания использует комбинацию технологий и человеческих рецензентов для обработки жалоб.
Здесь должен быть какой-то баланс для потребителей, говорит Каллин. Это огромная проблема, за которую они не несут никакой ответственности, и это ужасно.
Maison Canberra и другие упомянутые в этой статье магазины были контактированы для комментариев.