6 мая. ФИНМАРКЕТ - Объем рынка платного ТВ в России в 2024 году вырос на 1,5%, до 107,9 млрд рублей, говорится в отчете аналитического агентства "ТМТ Консалтинг".
о данным аналитиков, основной причиной роста стало массовое повышение тарифов осенью 2024 года после почти двухлетнего удерживания цен на прежнем уровне и многочисленных акций, проводимых, в первую очередь, спутниковыми операторами с целью снижения оттока пользователей в период вынужденных перебоев с трансляцией.
При этом, по данным "ТМТ Консалтинг", в 2024 году на российском рынке платного ТВ продолжился отток, начавшийся годом ранее. Абонентская база сократилась на 0,06%, удержавшись, тем не менее, на уровне 46,5 млн.
"Основной причиной оттока стал рост конкуренции со стороны OTT-видеосервисов (онлайн-кинотеатры, ТВ-приложения для Smart TV), вызванный распространением онлайн-кинотеатров и расширением парка smart-телевизоров", - поясняют аналитики.
Средний счет на абонента (ARPU) в месяц по итогам года вырос на 3 рубля - со 191 до 194 рублей. Проникновение услуги сохранилось на уровне 70%.
Как говорится в отчете, по-прежнему единственной растущей технологией остается IPTV, развитие которой происходит благодаря продолжающемуся строительству оптоволоконных сетей и распространению пакетных тарифных планов с ШПД и мобильной связью.
По оценкам "ТМТ Консалтинг", прирост числа IPTV-пользователей в 2024 году составил около 450 тыс.
Как отмечают аналитики, в сегменте спутникового ТВ третий год отмечается отрицательная динамика абонентской базы. Суммарное число подписчиков по итогам года, по оценке "ТМТ Консалтинг", сократилось на 40 тыс. - это меньше, чем было в 2022-2023 годах, когда спутниковая отрасль столкнулась с проблемами, вызванными геополитическими причинами.
В сегменте кабельного ТВ (КТВ) абонентская база сократилась на 275 тыс., снижение оказалось на 25 тыс. больше, чем в 2023 году.
"Отток в кабельном ТВ начался в 2015 году, с тех пор доля некогда крупнейшей технологии неуклонно сокращалась, и в 2024 году произошло знаковое событие: в структуре рынка доля IPTV (41%) превысила долю КТВ (40%) - телевещание по сети интернет стало крупнейшим по выручке сегментом рынка", - отмечают аналитики.
В то же время, по размеру абонбазы кабельное ТВ к концу 2024 года сохраняло незначительное превосходство над спутниковым ТВ - разрыв по числу абонентов составлял лишь около 250 тыс.
"Можно ожидать, что уже в первой половине 2025 года в результате более высокого оттока в кабельном ТВ число абонентов спутниковых операторов превысит число подписчиков КТВ. Наличие двух лидирующих технологий: спутниковой - по размеру абонбазы и IPTV - по выручке - сохранится в течение нескольких лет. Кабельное ТВ по обоим показателям будет занимать промежуточное второе место", - полагают в "ТМТ Консалтинг".
По прогнозам "ТМТ Консалтинг", в ближайшие годы отток абонбазы платного ТВ будет продолжаться темпами 0,2-0,3% в год. К концу 2025 года число пользователей снизится до 46,4 млн, ожидают в агентстве. Основной причиной оттока, по мнению аналитиков, будет переход пользователей на ОТТ-видеосервисы.
В то же время, полагают аналитики, резкому сокращению числа подписчиков будут препятствовать практика включения операторами услуги платного ТВ в пакеты с "базовыми" услугами связи (интернет-доступ, мобильная связь).