Дэниэл Лойссинк
ТОКИО (Рейтер) - Toyota Motor ожидает снижения прибыли на пятую часть в текущем финансовом году, как было заявлено в четверг, из-за слабости доллара США и воздействия тарифов президента Дональда Трампа на крупнейшего автопроизводителя в мире.
В последнем примере того, как нарушения глобальной торговли влияют на финансовые результаты, крупнейший производитель автомобилей сказал, что ожидает, что операционный доход составит 3,8 триллиона йен ($26 миллиардов) за год до марта 2026 года, в сравнении с 4,8 триллиона йен за закончившийся год.
Результаты Toyota также показывают, как тарифы могут оказать влияние на компании сразу с нескольких сторон. В то время как автопроизводитель оценил, что прямые потери от пошлин составили 180 миллиардов в апреле и мае, он сказал, что валютное движение будет крупнейшим одиночным воздействием на его годовой прогноз, в размере 745 миллиардов йен.
Неопределенность вокруг тарифов Трампа и их последствий для мировой торговли оказали давление на доллар. Для Toyota более слабый доллар означает меньшую прибыль, когда прибыль из США возвращается на родину.
Исполнительный директор Кодзи Сато заявил на пресс-конференции, что детали тарифов в значительной степени остаются неясными, что усложняет их навигацию.
"Нельзя сказать, являются ли эти тарифы постоянными или нет, и что произойдет", - сказал Сато.
Аналитики предупреждают, что тарифы могут привести к повышению цен для покупателей в Соединенных Штатах и других странах, что может привести к снижению потребительского настроения.
Операционная прибыль за три месяца до марта практически не изменилась, увеличившись на 0,3% до 1,12 триллиона йен.
Существует значительный риск того, что Toyota может столкнуться с трудностями в достижении своего нового прогноза прибыли, если тарифы будут сохранены, заявил Кристофер Рихтер, аналитик по автомобилям из брокерской компании CLSA.
"В настоящее время в США все очень хорошо, потому что клиенты паникуют и спешат на рынок покупать автомобили. Но что будет, если эти тарифы продолжатся? Придется повышать цены", - сказал он.
"Можно ли увеличить продажи таким образом? Я не знаю".
Как и другие глобальные автопроизводители, работающие в крупнейшей экономике мира, Toyota также может столкнуться с высокими трудовыми издержками и быть вынуждена тратить больше на инвестиции, если решит дальше расширять свою производственную базу в США.
Хотя объем продаж автомобилей Toyota в Китае упал меньше, чем у других японских автопроизводителей, компания все равно столкнулась с падением продаж на крупнейшем авторынке мира в условиях жесткой конкуренции со стороны китайских брендов.
Япония, наиболее прибыльный рынок для Toyota, была единственной светлой точкой с ростом прибыли на 18% в четвертом квартале.
Операционный убыток в Северной Америке, ее крупнейшем рынке, увеличился с 28 миллиардов йен годом ранее до 100 миллиардов йен, пострадав от временной остановки производства на своем заводе в Индиане.
Акции Toyota упали после публикации, закрывшись со снижением на 1,3% за день. Немного до анонса они упали на 0,3%.
($1 = 143,7000 йен)
(Репортаж Дэниэл Лойссинк; Редакция - Стивен Коутс, Дэвид Долан, Шри Наваратнам и Кейт Мейберри)