Госдума приняла в первом чтении законопроект, который вводит поэтапное подключение банков и продавцов к платформе цифрового рубля, а также универсальный платежный QR-код для расчетов покупателей.
Документ (N811008-8) был внесен в парламент в декабре 2024 г. группой депутатов.
Предложения законодателей содержат две новеллы: обязательное использование универсального платежного кода, оператором которого выступает АО "НСПК", и установление поэтапной обязанности для банков предоставлять клиентам возможность совершения операций с цифровыми рублями. При этом уточняется, что посредством универсального QR-кода можно будет переводить и цифровые рубли.
Еще на стадии обсуждения концепции законопроекта норма о централизации способов оплаты через универсальный QR-код под эгидой НСПК вызвала ряд замечаний.
Комитет Госдумы по финансовому рынку отмечал, что сейчас действуют различные решения по использованию платежных кодов, разработанные банками, и введение монопольного решения может ограничить развитие частных инициатив. В январе Сбербанк (MOEX: SBER), Альфа-банк и Т-Банк (MOEX: T), объединяющие свыше 80% рынка эквайринга, выступили против монополизации системы универсального QR-кода и предложили регулировать рынок через стандарты совместимости. Банки настаивали на технической доработке системы, чтобы клиенты могли оплачивать по любому QR вне зависимости от оператора. В этом же месяце комитет Госдумы по защите конкуренции в своем заключении сообщил, что текущая версия законопроекта может привести к монополии, закроет рынок для добросовестных участников.
Несмотря на ряд замечаний, законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении.
Вторая новелла законопроекта касается сроков поэтапного внедрения цифрового рубля (с 1 июля 2025 г. - для системно значимых банков, с 2026 г. - для банков с универсальной лицензией, с 2027 г. - для остальных), но она не согласуется с уже установленной в законе (N340-ФЗ) датой начала широкого использования цифрового рубля - 1 января 2026 года. В заключении комитета по финансовому рынку на законопроект подчеркивалось: в феврале председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что платформа цифрового рубля для неограниченного круга пользователей будет готова позже обозначенных сроков. В связи с этим, по мнению комитета, предлагаемые нормы требуют пересмотра и приведения в соответствие с реальными сроками готовности инфраструктуры.
Ранее финансовый комитет Госдумы не исключал, что ко второму чтению нормы о платежных QR-кодах и цифровом рубле будут законодательно разделены по разным законопроектам.
В ходе обсуждения законопроекта в парламенте в четверг депутат Валерий Гартунг задал представителю ЦБ и авторам законопроекта вопрос, каким образом планируется трансформировать законопроект ко второму чтению с учетом замечаний о том, что введение единого платежного QR-кода фактически устраняет конкуренцию на рынке и противоречит национальному плану по развитию конкуренции.
"Законопроект как раз направлен на то, чтобы ограничить монополию, которая фактически сложилась на рынке, и дать возможность всем игрокам этого рынка, всем банкам на равных предлагать свои платежные решения для граждан, что, в свою очередь, должно привести к удешевлению платежных услуг, которые предлагаются банками, как для граждан, так и для торгово-сервисных предприятий", - сказал зампред ЦБ Алексей Гузнов. Он также отметил, что формирование QR-кода уже сейчас осуществляется бесплатно, и по итогам обсуждений ко второму чтению будет предложена соответствующая норма.
MOEX$#&: SBER, T