Выберите действие
avatar

Законопроект, обязывающий банки и продавцов использовать цифровой рубль и универсальный QR-код, принят в I чтении

0
14 просмотров

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который вводит поэтапное подключение банков и продавцов к платформе цифрового рубля, а также универсальный платежный QR-код для расчетов покупателей.

Документ (N811008-8) был внесен в парламент в декабре 2024 г. группой депутатов.

Предложения законодателей содержат две новеллы: обязательное использование универсального платежного кода, оператором которого выступает АО "НСПК", и установление поэтапной обязанности для банков предоставлять клиентам возможность совершения операций с цифровыми рублями. При этом уточняется, что посредством универсального QR-кода можно будет переводить и цифровые рубли.

Еще на стадии обсуждения концепции законопроекта норма о централизации способов оплаты через универсальный QR-код под эгидой НСПК вызвала ряд замечаний.

Комитет Госдумы по финансовому рынку отмечал, что сейчас действуют различные решения по использованию платежных кодов, разработанные банками, и введение монопольного решения может ограничить развитие частных инициатив. В январе Сбербанк (MOEX: SBER), Альфа-банк и Т-Банк (MOEX: T), объединяющие свыше 80% рынка эквайринга, выступили против монополизации системы универсального QR-кода и предложили регулировать рынок через стандарты совместимости. Банки настаивали на технической доработке системы, чтобы клиенты могли оплачивать по любому QR вне зависимости от оператора. В этом же месяце комитет Госдумы по защите конкуренции в своем заключении сообщил, что текущая версия законопроекта может привести к монополии, закроет рынок для добросовестных участников.

Несмотря на ряд замечаний, законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении.

Вторая новелла законопроекта касается сроков поэтапного внедрения цифрового рубля (с 1 июля 2025 г. - для системно значимых банков, с 2026 г. - для банков с универсальной лицензией, с 2027 г. - для остальных), но она не согласуется с уже установленной в законе (N340-ФЗ) датой начала широкого использования цифрового рубля - 1 января 2026 года. В заключении комитета по финансовому рынку на законопроект подчеркивалось: в феврале председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что платформа цифрового рубля для неограниченного круга пользователей будет готова позже обозначенных сроков. В связи с этим, по мнению комитета, предлагаемые нормы требуют пересмотра и приведения в соответствие с реальными сроками готовности инфраструктуры.

Ранее финансовый комитет Госдумы не исключал, что ко второму чтению нормы о платежных QR-кодах и цифровом рубле будут законодательно разделены по разным законопроектам.

В ходе обсуждения законопроекта в парламенте в четверг депутат Валерий Гартунг задал представителю ЦБ и авторам законопроекта вопрос, каким образом планируется трансформировать законопроект ко второму чтению с учетом замечаний о том, что введение единого платежного QR-кода фактически устраняет конкуренцию на рынке и противоречит национальному плану по развитию конкуренции.

"Законопроект как раз направлен на то, чтобы ограничить монополию, которая фактически сложилась на рынке, и дать возможность всем игрокам этого рынка, всем банкам на равных предлагать свои платежные решения для граждан, что, в свою очередь, должно привести к удешевлению платежных услуг, которые предлагаются банками, как для граждан, так и для торгово-сервисных предприятий", - сказал зампред ЦБ Алексей Гузнов. Он также отметил, что формирование QR-кода уже сейчас осуществляется бесплатно, и по итогам обсуждений ко второму чтению будет предложена соответствующая норма.

MOEX$#&: SBER, T

Поделись своим мнением

avatar
 
ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.