БУЭНОС-АЙРЕС, Аргентина (AP) - Группа друзей собирается поиграть в карты в уютном доме своего хозяина, когда отключается электричество. Мобильные телефоны разряжаются. По всему городу начинает падать странно снег, убивая всех, кого касается. Друзья борются за выживание, их паника сменяется растущим осознанием того, что сама человечность находится под угрозой.
Это предпосылка The Eternaut, пугающей дистопической драмы из Аргентины, которая дебютировала свой первый сезон на Netflix 30 апреля. Шестисерийный испаноязычный сериал со своим сочетанием элементов научной фантастики и фокусом на устойчивости человечества, задел универсальную струну, взлетев на первое место среди наиболее просматриваемых на Netflix неанглоязычных телевизионных шоу всего за несколько дней.
Netflix уже продлил шоу на второй сезон, с началом съемок запланированным на следующий год.
Но The Eternaut задел что-то глубокое в Аргентине, где легендарный автор комиксов Эктор Герман Оестерхельд написал оригинальный графический роман в 1957 году - за два десятилетия до того, как его похитила военная диктатура Аргентины, вместе со всеми четырьмя его дочерьми.
За рубежом издатели спешат держаться в тренде обновленного интереса к исходному материалу. Сиэтлская компания Fantagraphics Books заявила, что переиздаст англоязычный перевод, который был распродан из-за всплеска спроса в США.
Дома телевизионная адаптация снова открыла исторические раны и нашла неожиданное эхо в момент повышенной тревоги о состоянии аргентинского общества под крайне правым президентом Хавьером Милей.
Бум 'The Eternaut' создал культурное и социальное событие за пределами сериала, - сказал Мартин Оестерхельд, внук писателя и консультант по творчеству и исполнительный продюсер шоу. Это наполняет наши сердца. Это приносит нам гордость.
Чужое вторжение приходит домой
Долгие годы выжившие Оестерхельды сопротивлялись предложениям Голливуда адаптировать культовый произведение, опасаясь, что индустрия катастрофических драм с неотразимой тенденцией разрушать Нью-Йорк и другие западные центры в апокалиптических драмах.
Чтобы почтить творение своего деда, Мартин Оестерхельд сказал, что шоу должно быть снято на испанском языке, с аргентинским актерским составом и действием в Буэнос-Айресе.
Он сказал, что то, что сделал его дед, - это отказ от представлений о научной фантастике, которые мы знаем в Европе и США. Он рассказывал это на наших условиях, через вещи, которые мы узнаем.
Netflix, стремящийся расшириться за пределы насыщенного американского рынка, в регионы, ранее не затронутые, такие как Латинская Америка, подошел естественно, сказал он. Стриминговый гигант не разглашал свой бюджет, но сказал, что спецэффектами насыщенное шоу заняло четыре года предварительных и последующих работ, включало 2 900 человек и вложило 34 миллиона долларов в экономику Аргентины.
В шоу пришельцы несут предсказуемое разрушение в непредсказуемом городском пейзаже - широкие бульвары, неоклассические здания, старинные пиццерии и грязные пригороды, придавая шоу дрожь любопытной силы для аргентинцев, которые никогда не видели свой город разрушенным на экране.
Протагонисты не играют в покер, а в труко, популярную аргентинскую игру в карточные фокусы. Они пьют из тыквы мате, подписного аргентинского напитка из листьев иербы. Снегопад странный, и не только потому, что он убивает при контакте. Буэнос-Айрес видел снег всего два раза за последнее столетие.
Из труко в первой сцене, которая не могла бы быть более аргентинской, мы видим, что The Eternaut играет с этими контрастами - жизнь и смерть, свет и тьма, знакомое против чужого, - сказал Мартин Хадис, аргентинский исследователь, специализирующийся на научной фантастике. Это не просто история научной фантастики. Это современный миф. Вот что делает его таким универсальным.
Обновляя историю до современной Аргентины, шоу втягивает в сюжет катастрофическую войну нации 1982 года с Британией за Лас-Мальвинас, или Фолклендские острова, в предысторию своего героя Хуана Сальво, сыгранного известным актером Рикардо Дарином.
Сальво, защитник отец и храбрый бывший солдат, который выходит, чтобы возглавить группу выживших, преследуется поражением его товарищей, посланных диктатурой Аргентины для взятия Южно-Атлантических островов. Поражение убило 649 аргентинских солдат, многие из них были неподготовленными призывниками.
Конфликт в Лас-Мальвинас не закрыт, это все еще кровавая рана, - сказал Дарин The Associated Press. Это вернуло тему на стол. Это очень многих двигает.
Аргентинские аутсайдеры
Столкнувшись с катастрофой, герои полагаются на собственное изобретательство и друг на друга, чтобы выжить.
Что передается, говорят создатели, это аргентинское выражение 'atado con alambre' - грубо говоря, 'связано проволокой' - используемое для описания изобретательности тех, кто много делает с малым в нации, которая пережила десятилетия военного правления и экономических кризисов.
Это много говорит о том, что значит быть аргентинцем - брать то, что у тебя под рукой, и преодолевать свои ограничения, - сказал Мартин Оестерхельд. Он говорил не только о сюжете, но и о производстве в период, когда Милей объявил войну аргентинскому раздутому государству и сократил финансирование культурных программ, таких как Национальный кинематографический институт.
Поскольку нашу культуру лишают финансирования, мы выносим этот аргентинский продукт в мир, - сказал Мартин Оестерхельд.
На этом фоне послание шоу о солидарности получило срочный новый смысл, с аргентинцами возмущенными либертарианской идеологией Милей, превращающей девиз сериала 'Никто не пройдет через это один' в лозунг.
Этот лозунг был выведен на плакатах на протестах пенсионеров против резких сокращений пенсий этим месяцем. Чтобы защититься от слезоточивого газа полиции, некоторые обменяли банданы на противогазы, используемые в шоу для защиты от токсичного снегопада.
Сейчас существует общая политика, что государство не должно заботиться о своих гражданах, что связано с индивидуальной свободой, - сказал Дарин. Но есть много случаев, когда, если государство полностью исчезает, люди остаются наедине, как будто они затерялись.
Вновь возродившийся поиск
Когда сериал Netflix взорвался на старте, объявления о пропавших без вести Гекторе Оестерхельде, его дочерях и потенциальных внуках появились на щитах для The Eternaut по всему Буэнос-Айресу, напоминая о реальной ужасной истории за пульповым приключением.
К моменту прихода к власти военного хунты в 1976 году, 58-летний Оестерхельд стал известен как преданный левый активист, его четыре дочери, в возрасте от 19 до 25 лет, вступили в крайне левую группировку и вся семья превратилась в мишень для самой смертоносной диктатуры Латинской Америки.
Две дочери Оестерхельда были беременны во время похищения. До сих пор никто не знает, что произошло с их нерожденными детьми, но верится, что они среди примерно 500 новорожденных, похищенных у своих родителей и переданных бездетным военным офицерам, их истинные личности стерты.
Три выживших члена семьи Оестерхельд никогда не прекращали поиски. Бабушка Мартин Оестерхельд, Эльза, которая вырастила его после гибели матери, объединилась с другими женщинами, посвятившими себя поиску своих пропавших внуков. Их стали называть Бабушки Пласа де Майо.
Воспользовавшись национальным интересом к телесериалу, Бабушки в этом месяце обратились к общественности с просьбами о помощи в поиске пропавших внуков.
Отклик был ошеломляющим.
Это было невероятно, это стало вирусным, - сказал Эстебан Эррера, который работает с Бабушками и до сих пор ищет своего пропавшего брата или сестру. Поскольку это научно-фантастический сериал на платформе вроде Netflix, мы достигаем домов, к которым Бабушки, возможно, раньше не доходили.
Волна электронных писем и звонков вызвала больше вопросов, чем ответов. Сотни аргентинцев внезапно стали настойчиво искать своих пропавших родственников или вдруг стали скептически настроенными относительно законности своих собственных усыновлений.
The Eternaut - это живая память, классическая история, передаваемая из поколения в поколение, - сказал Мартин Оестерхельд. Что это было принято столь многими людьми таким образом... Нет более глубокого социального комментария.
___
Следите за новостями AP о Латинской Америке и Кариба