Трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ) углеводородов начинают играть все более значительную роль в минерально-сырьевой базе России. По нефти на ТРИЗ приходится 52% запасов, по газу - 54%. Тезис Минприроды о том, что Россия обеспечена извлекаемыми запасами нефти на 64 года, природного газа - более чем на 100 лет, уже не может существовать без "но": добыча бОльшей части этих запасов нерентабельна и относится к трудным запасам.
По данным Роснедр, в общем объеме добычи нефти ТРИЗ сейчас составляют около 30%. К 2030 году этот показатель может вырасти до 50%, а к 2050 году - и до 70%. Недавно утвержденная Энергостратегия-2050 дает наглядную оценку последствий ухудшения запасов - ее инерционный сценарий предполагает падение добычи жидких углеводородов в России до 360 млн тонн к 2050 году, если не стимулировать добычу нетрадиционных запасов.
В нефтяной отрасли сформировалось понимание, что для удержания добычи на текущем уровне компаниям нужны меры господдержки для ТРИЗ. Минфин настаивает на том, что в части трудных запасов отрасль поддерживается в достаточном объеме, а введение новых льгот в текущих условиях - на фоне санкционных ограничений сбыта нефти и действия сделки ОПЕК+ - неуместно.
Ситуация с газом тоже непростая. По оценкам ГКЗ, его традиционные запасы выработаны на 70%, и без вовлечения трудноизвлекаемых, в том числе на шельфе, добыча газа в РФ может сократиться почти в 2 раза уже к 2040 году (добыча газа в 2024 году - 684,92 млрд куб. м).
"Интерфакс" обратился к нефтегазовым компаниям, профильным министерствам и отраслевым экспертам за мнением, как найти баланс между интересами бюджета и отрасли.
ТРИЗ СЕЙЧАС
Понятие трудноизвлекаемых запасов вошло в законодательство о недрах в 2019 году. Сейчас ТРИЗ признаются баженовские, доманиковые, абалакские, хадумские, кумско-керестинские, ачимовские отложения, сверхвязкая нефть, а также нефть, газ и конденсат палеозоя Западной Сибири. По данным Минприроды, они составляют 6% от общей структуры извлекаемых запасов России, и 5% добычи (данные на 2023 год).
"На эти виды отложений недропользователи могут получить лицензии на создание технологических полигонов для разработки технологий добычи углеводородов, которые предусматривают льготы (отсутствие регулярных платежей за пользование недрами - ИФ). Остальные запасы нефти, относящиеся к удаленным от инфраструктуры, шельфовым, арктическим участкам недр, низкопроницаемые залежи (менее 2 мД), тюменская свита и другие льготируются по соответствующим критериям, установленным в Налоговом кодексе (понижающие коэффициенты к ставке НДПИ - ИФ)", - напоминает министерство.
Минэнерго подчеркивает, что категории ТРИЗ непостоянны и меняются вместе с развитием технологий: "С экономической точки зрения, ТРИЗ - это запасы, имеющие более высокие операционные и/или капитальные затраты, соответственно, требующие более мягкого налогового режима".
Глава Госкомиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Игорь Шпуров отмечает, что на данный момент именно с ТРИЗ преимущественно связаны приросты запасов нефти: "В структуре остаточных запасов нефти сегодня 52% (16,1 млрд т) относятся к категории ТРИЗ по различным критериям. Наиболее крупными по запасам являются категории низкопроницаемых отложений, включая ачимовские (35%), юрские отложения (21%), а также слабо изученные и удаленные от объектов инфраструктуры, включая шельф (38%)".
По мере перехода нефтяников на более сложные объекты, растет значение мер стимулирования добычи ТРИЗ, и государство уже проделало большую работу в этом направлении, считает Шпуров: "Стимулы по нефти работают эффективно и, возможно нуждаются лишь в тонкой настройке. Об этом свидетельствует постоянный рост добычи из ТРИЗ".
При этом в марте начальник отдела оперативного изменения состояния запасов ГКЗ Светлана Образцова отмечала, что интерес недропользователей к разным категориям ТРИЗ распределяется неравномерно: из 315 заявок, поданных на экспертизу в 2024 году, 123 приходится на тюменскую свиту, 8 - на баженовские отложения, 1 - на абалакскую свиту, 5 - на доманиковые отложения.
"Все это отражает, что есть интерес к таким объектам недропользователей, и они работают с такими залежами (тюменской свиты - ИФ). Но вот, к сожалению, небольшой объем объектов государственной экспертизы в доманиковых, баженовских, абалакских и хадумских отложениях показывает нам на сегодняшний день отсутствие рентабельных технологий для разработки подобных залежей", - сказала тогда Образцова.
В части баженовских отложений ей мог бы возразить вице-премьер Александр Новак. В январе в авторской колонке в журнале "Энергетическая политика" он заявил, что за 7 лет эффективность добычи ТРИЗ бажена в России выросла втрое: затраты на освоение в 2024 г сократились до 8,5 тыс. руб. за тонну по сравнению с 30 тыс. руб. в 2017 г.
"Благодаря проведенным на полигоне (для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ - ИФ) работам был импортозамещен целый ряд технологий, многие из которых имеют широкий потенциал адаптации и применения и для других ТРИЗ, включая ачимовские и тюменские отложения", - подчеркивал вице-премьер.
В остальном соотношение себестоимость/налоги для ТРИЗ нефти пока оставляет желать лучшего, считает управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин: "В данный момент себестоимость добычи в среднем в России составляет $20 за баррель, а для ТРИЗ начинается от $40. Налоговые отчисления в среднем по стране составляют $35-40 на баррель".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛИГОНЫ
Возможность организации технологических полигонов для создания технологий разработки трудноизвлекаемых запасов - одна из самых одобряемых недропользователями неналоговых мер поддержки. Соответствующая категория лицензирования появилась в 2021 году. Согласно госреестру участков недр и лицензий, на данный момент выданы права на 17 участков для создания технополигонов. Ими распоряжаются "Газпром нефть" (4 полигона в ХМАО), "Газпром" (1 в ЯНАО, оператором выступает "Газпром нефть"), "Роснефть" (2 в Самарской области), "Татнефть" (1 в Татарстане), АО "Дельта Технолоджис" (1 в Ставрополье), "Волго-Уральская НК" (2 в Самарской области) и контролируемые "ЦГК Холдингом" "Технефтьинвест" (2 в ЯНАО) и "Ставропольнефтегаз" (5 в Ставрополье).
"Сейчас уже ведется работа по 14 проектам. Такие лицензии предоставляются на срок 7 лет, с правом продления на 3 года. Первые результаты по разработке технологий будем ожидать от компаний не ранее 2028 года", - пояснили "Интерфаксу" в Минприроды РФ.
ГКЗ оценивает эффект внедрения такого вида лицензирования как "положительный, но не достаточный": "Мы видим это по тем результатам, которые нам показывают компании в своих технических проектах на разработку технологий ТРИЗ. Получены рентабельные технологии горизонтального бурения, технологии многоствольного заканчивания, различных многостадийных гидроразрывов пласта (МГРП) и прочие. Есть серьезные результаты и в импортозамещении. Необходимо и дальше расширять перечень видов ТРИЗ для применения технологических полигонов, а также распространения данного вида лицензирования и на запасы газа".
Последний тезис поддерживает зампред правления ПАО "НОВАТЭК" Владимир Кудрин: "Формат технологических полигонов позволяет проводить полноценные исследования, снижать риски при внедрении новых технологий и методов разработки ТРИЗ. (...) Для повышения его эффективности необходимо расширить перечень видов полезных ископаемых, на которых могут разрабатываться технологии геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ".
Сейчас "НОВАТЭК" лишен возможности пользоваться этим режимом лицензирования, потому что его действие не распространяется на газовые, газоконденсатные и нефтегазоконденсатные месторождения.
Глава ГКЗ Шпуров полагает, что в вопросе расширения периметра лицензирования существенным подспорьем выступит разрабатываемый сейчас классификатор ТРИЗ, который включает много различных позиций как по нефтяным залежам, так и по газовым.
"В рамках проекта классификатора ТРИЗ разработаны критерии отнесения запасов к ТРИЗ на основе осложняющих геологических факторов, сформированы группы существующих и перспективных методов и технологий геологического изучения, разведки и добычи ТРИЗ, совершенствование либо разработка которых может быть применима в отношении видов ТРИЗ со схожими осложняющими геологическими факторами", - пояснил он.
ГКЗ выступает, в частности, за возможность организации технополигонов для разработки запасов газа залежей березовской свиты (сенон): "Они представляют наибольший интерес среди нетрадиционных источников углеводородного сырья по перспективности. Для успешного освоения потенциала сенонского газоносного комплекса необходимо использование "сланцевых" технологий добычи газа, в связи с тем, что запасы содержатся в низкопроницаемых и низкопоровых коллекторах, и лишь единичные скважины характеризуются промышленными дебитами и высокими уровнями накопленной добычи при традиционном методе разработки".
НАЛОГОВЫЙ КЛИНЧ
Поддержка разработки ТРИЗ нефти и газа в Налоговом кодексе представлена, главным образом, в виде льгот и вычетов по налогу на добычу полезных ископаемых.
"Для нефти это льготные коэффициенты, характеризующие величину запасов участка недр, регион добычи и свойства нефти, степень сложности добычи и степень выработанности конкретной залежи. Для газа существует льготный коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа и газового конденсата", - поясняет Минфин.
Нулевые ставки НДПИ применяются для производства СПГ на полуостровах Ямал и Гыданский. Кроме того, действуют альтернативные льготные режимы налогообложения: адвалорная ставка НДПИ для новых морских месторождений и налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, условия которого варьируются в зависимости от принадлежности к одной из пяти "групп".
"В 2023 году порядка 70% от общего объема нефти было добыто с применением налоговых льгот, в 2025 году доля льготируемых объемов добычи в нефтяной отрасли может составить порядка 80%. По газу ситуация схожая: в 2023 году с применением льгот добыто порядка 70% газа, по оценке на 2025 год придется 75%", - подчеркивают в министерстве, отмечая, что в 2025 году величина указанных льгот может достичь 3,8 трлн рублей (3,1 трлн руб. в сегменте добычи нефти и около 0,7 трлн руб. - в добыче газа и газового конденсата).
В апреле директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина Денис Борисов отмечал, что на текущий момент на поддержку нефтегазовой отрасли направляется наибольший объем средств среди всех остальных преференциальных налоговых режимов - 2,2 трлн руб. из 3 трлн, по данным за 2023 год.
Приведенные Минфином цифры выглядят убедительно: нельзя сказать, что нефтегаз обделен вниманием в части налоговых льгот. Но и налогов ему досталось немало, отмечает тот же Минфин. Уровень фискальной нагрузки на нефтяные компании - самый высокий: в зависимости от ценовой конъюнктуры составляет от 70% до 80% доналоговой прибыли, отмечал глава ведомства Антон Силуанов. На этом фоне и Минэнерго, и курирующий ТЭК вице-премьер Новак, и представители компаний продолжают говорить о необходимости совершенствования налоговых режимов.
"Необходима донастройка фискальной системы, что сделает инвестиции в новые категории запасов и технологии рентабельными. Это, в свою очередь, приведет к скачку инвестиций и укрепит роль нефтяной отрасли в качестве локомотива отечественных промышленности и науки", - заявил Новак в майском номере журнала "Энергетическая политика".
Главным образом, рынок - во всем своем многообразии - ждет расширения периметра НДД. В прошлом году под его действие попали запасы вязкой и сверхвязкой нефти (при условии, что на добычу такой нефти приходится не менее 70% годового объема), что частично компенсировало негативный эффект отмены с начала 2021 года льгот по НДПИ для соответствующих месторождений.
Ассоциация независимых нефтегазодобывающих компаний ранее выступала с предложениями выделить в отдельную группу НДД мелкие и очень мелкие месторождения углеводородов, сетуя, что фискальная нагрузка у малых и средних нефтяных компаний достигает 80-88%. Минфин не согласился.
Крупные компании тоже кивают в сторону НДД. Как сообщалось, этим режимом уже активно пользуются "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и "Газпром нефть". Глава последней - Александр Дюков - неоднократно говорил, что НДД - более справедливый режим налогообложения, т.к. предусматривает налогообложение дохода, а не выручки, что особенно актуально в условиях повышенных затрат на освоение ТРИЗ.
"Расширение перечня лицензионных участков, попадающих под НДД, позволило бы вовлечь в доразведку и последующую добычу низкорентабельные залежи, требующие значительных инвестиций на ранних этапах освоения месторождений", - убеждены в "Газпром нефти".
Также прелести НДД вкусили "Газпром", "Независимая нефтегазовая компания", "РуссНефть" и ряд других компаний.
В то же время "газовиков" больше интересует совершенствование НДПИ, в частности - ликвидация несправедливости в отношении запасов газа ачимовского и юрского пластов. Запасы нефти уже внесены в перечень ТРИЗ.
"Запасы газа и газового конденсата этих же комплексов с аналогичными геологическими условиями к ТРИЗ не отнесены, что делает их разведку и добычу в действующих налоговых условиях нерентабельной, а также сдерживает развитие новых технологий добычи. Необходима проработка вопроса отнесения газовых и газоконденсатных залежей ачимовских и юрских отложений с низкими фильтрационными свойствами и низкой плотностью запасов к категории трудноизвлекаемых, разработки соответствующего классификатора ТРИЗ углеводородного сырья, а также введения дифференцированных понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на начальных этапах запуска проектов по аналогии с ТРИЗ нефти", - настаивает "НОВАТЭК".
"Газпром" вовсе предлагает обнулить НДПИ для трудноизвлекаемых запасов, в том числе для низконапорного газа метан-угольных пластов и газа плотных коллекторов: "Без этого ни один проект у нас, как мы в "Газпроме" говорим, не полетит", заявил на одной из конференций заместитель начальника департамента компании Сергей Нерсесов.
Кроме того, газовый монополист настаивает на необходимости предоставления налоговых вычетов при работе с насыщенными кислыми компонентами пластовыми флюидами, а также за поиск и разведку ТРИЗ газа в труднодоступных районах и территориях с тяжелыми климатическими условиями.
УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ИЛИ ВИШЕНКА НА ТОРТЕ
Позиция Минфина относительно льгот для отрасли прошла путь от "мы открыты к диалогу" в 2021 году до "предоставление дополнительных льгот сейчас не рассматривается". Стремление решать налоговыми льготами все проблемы отрасли, похоже, утомило министерство.
"Если у нас проблема с добычей - налоги, если проблема в нефтесервисах - налоги, проблемы развития отдаленных территорий, Дальнего Востока - только налоги могут все решить. И мы вроде бы делаем налоговые льготы, а все равно как-то процесс стопорится. (...) Налоги - это маленькая вишенка на торте, это не сам торт. Самое главное - люди и система ценностей, которая есть у этих людей. Если государство, Минэнерго, Минпромторг будут задавать правильные системы ценностей, что надо внедрять импортозамещение, поддерживать соответствующие проектные, научные институты, которые будут создавать эти технологии, тогда этот тренд пойдет", - сетовал в сентябре 2024 года замминистра финансов Алексей Сазанов.
В апреле он же предъявил отрасли еще один аргумент в пользу позиции ведомства: "Пока действует сделка ОПЕК+, нет (новые льготы не рассматриваются - ИФ). Если сделка ОПЕК+ будет завершаться и будут потребности и возможности дополнительной добычи, тогда мы готовы будем рассматривать".
В целом, момент для этого аргумента оказался не очень удачным - страны ОПЕК+ как раз приняли решение ускорить снятие ранее установленных ограничений в добыче нефти. Но и отрасль в долгу не осталась.
"Минэнерго точно будет разрабатывать комплекс мер поддержки освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородов, потому что России необходимо поддерживать добычный потенциал. Даже придерживаясь обязательств в рамках соглашения ОПЕК+, мы должны иметь устойчивую ресурсную базу для поддержания добычи на долгосрочном горизонте. А ресурсная база объективно ухудшается, это во всем мире происходит", - возразил Минфину директор департамента нефтегазового комплекса министерства энергетики Антон Рубцов.
"Проекты освоения ТРИЗ имеют длительный цикл - 7-10 лет. Их поддержка не должна зависеть от краткосрочных рыночных соглашений. Отсрочка принятия решений о стимулирующих мерах приведет к технологическому отставанию отрасли, снижению темпов восполнения ресурсной базы и потере конкурентоспособности на мировом рынке". - такие опасения имеет Кудрин из "НОВАТЭКа".
По его мнению, необходимо разрабатывать механизмы, которые не противоречат обязательствам ОПЕК+, но создают технологическую и ресурсную основу для будущего быстрого наращивания добычи по окончанию действия ограничений.
"Кроме того, в рамках сделки ОПЕК+ нет ограничений по добыче газового конденсата. ТРИЗ газового конденсата являются высокомаржинальным сырьем, компоненты которого используются в нефтегазохимической промышленности и обладают высоким экспортным потенциалом", - добавил он.
Ректор Российского государственного университета нефти и газа Виктор Мартынов убежден, что без улучшения налоговых условий для отрасли снижение добычи неизбежно.
"Господдержка может быть любая, но в конечном счете все равно это налогообложение, потому что по-другому не работает. На самом деле, если мы возьмем любую страну мира, в цене бензина или дизтоплива на бензоколонке от 60% до 70% - это налоги. Наша страна не исключение. Поэтому все равно, кроме государства никто ничего и не сделает в условиях, когда ухудшается минерально-сырьевая база. Более глубокие скважины, более худшие горно-геологические условия, и все дороже у нефтяников тоже: они же крупнейшие потребители металла, оборудования, тех же компьютеров, а это все стоит дороже в разы за последние годы. Цена на нефть не растет, а фактически падает, а затраты растут и на оборудование, и на материалы, и на зарплату", - сказал он "Интерфаксу".
По оценкам Минэнерго, чтобы просто поддерживать к 2050 г добычу на околотекущем уровне - 540 млн т нефти, - необходимо удвоение инвестиций. "Для того, чтобы у бизнеса были эти средства, нужно, чтобы государство меньше в моменте забирало. То есть, государство должно стать соинвестором - в долгую" - заявил в мае Рубцов.
Министерство признает, что "вынимать" из бюджета средства на поддержку ТРИЗ проблематично, однако напоминает, что эти деньги способны принести в бюджет больше: "Удвоение инвестиций при процессах импортозамещения запускает мультипликативный эффект в экономике: значит, те налоги, которые не заплатит отрасль нефтегазовая, заплатят смежные отрасли. И получат мультипликативный эффект в виде не только налогов, но и экономической активности".
Мультипликативный эффект работает и в обратную сторону, напоминает глава РГУ нефти и газа: "Нефтегазовый комплекс - крупнейший потребитель металла, цемента, оборудования разного всякого, то есть, он дает заказы другим отраслям промышленности. Если у нефтянки начнется падение, то проблемы начнутся и в других отраслях, потому что нет платежеспособного заказчика. Поэтому лучше договориться. Чем раньше, тем лучше".
Возможно, какой-то свежий взгляд на баланс интересов бюджета и отрасли сможет дать Счетная палата. В марте комитет Госдумы по контролю предложил аудитору оценить эффективность правового регулирования добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа.
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ?
Хоть налоговые стимулы и считаются отраслью жизненно необходимыми, они не являются единственными возможными мерами.
"Необходима государственная поддержка по линии технологического развития, чтобы стимулировать компании нефтяной и смежных отраслей заниматься соответствующими НИОКР, опытно-промышленными испытаниями и тиражированием новых технологий", - заявил в мае журналистам Дюков.
Речь идет, главным образом, о разработке технологий для нефтегазовой отрасли с применением локального оборудования. И в этом контексте есть еще один нюанс, подмеченный Рубцовым на выездном заседании Госдумы в Астрахани: "Нужно думать о защите наших отечественных производителей технологий. Со временем на отечественный рынок будут возвращаться другие иностранные производители, надо найти конструктивные способы защиты отечественных производителей, которые будут обеспечивать нашу энергетическую безопасность за счет новых технологий".
Сами производители оборудования отмечают роль государства в консолидации отраслевого заказа. Причем не только на оборудование, но и на химию, и на материалы, чтобы помочь реализовать принцип масштаба для снижения себестоимости необходимых элементов.
"Для нашей компании, как для производителя оборудования, очень важно получать немагнитную сталь, как и для всей нефтесервисной отрасли. Она нужна для производства роторуправляемых систем, элементов КМПК. И в данный момент немагнитная сталь есть в России, и ее можно делать, но нам приходится закупать ее за рубежом - это дешевле. И вот здесь поддержка государства была бы очень важна. Например, наша компания не может сделать большой якорный заказ, а если мы говорим о большом консолидированном заказе - это было бы прекрасно, и возможно государство могло бы организовать это", - отметил коммерческий директор АО "Технологии ОФС" Андрей Алексеев, выступая на международном форуме "Нефтегаз 2025".
К поддержке разработки ТРИЗ могли бы подключиться и региональные власти, считает "НОВАТЭК": "В рамках полномочий субъекта могут быть разработаны программы налогового стимулирования. Например, проработан вопрос снижения налога на имущество по оборудованию, работающего в условиях вечной мерзлоты. Такой подход позволит отработать механизмы поддержки на отдельных территориях, оценить их эффективность и затем масштабировать успешный опыт на другие регионы".
Кроме того, регионы могли бы "обкатывать" программы освоения ТРИЗ, определяющие правила, долгосрочные приоритеты и механизмы поддержки недропользователей.
"Наиболее эффективной представляется модель стимулирования освоения ТРИЗ, в которой: 70% - налоговые льготы, 20% - субсидирование разработки и внедрения технологий, включая софинансирование НИОКР, пилотных проектов и создания испытательных полигонов, 10% - инфраструктурная поддержка (строительство дорог, энергетических объектов)", - убежден зампред правления компании Владимир Кудрин.
При этом он подчеркивает, что критически важным является именно долгосрочный характер мер поддержки в связи с длительным инвестиционным циклом проектов по освоению ТРИЗ.
Также крупнейший в РФ независимый производитель природного газа предлагает обратить внимание на успешные зарубежные практики, которые могут быть адаптированы к российским условиям.
"Заслуживает внимания канадский опыт государственно-частного партнерства, где государство софинансирует пилотные проекты и исследования. Интересна норвежская модель стимулирования инноваций через специальные исследовательские программы и налоговые вычеты на НИОКР. А в США созданная система налоговых кредитов и льгот для разработки нетрадиционных запасов и государственное финансирование фундаментальных исследований стали основой "сланцевой революции", - отметил Кудрин.