Выберите действие
avatar

Минфин подготовил поправки в НК РФ о минимальном уровне налогообложения участников МГК в связи с Pillar2

0
59 просмотров

Минфин РФ подготовил поправки в Налоговый кодекс, вводящие с 1 января 2026 года корректирующий платеж по налогу на прибыль российских участников международных групп компаний (МГК), на которые распространяются правила Pillar2, с тем, чтобы минимальный уровень налогообложения их прибыли был не ниже 15%.

Соответствующий законопроект опубликован на официальном портале проектов нормативных актов.

О необходимости изучить, и, если это потребуется, урегулировать возникающую с принятием с 2024 года большинством стран ОЭСР правил минимального налогообложения прибыли МГК на уровне не ниже 15% разницу в налогообложении Минфин заявил еще в прошлом году. Статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов сообщал, что Минфин после получения от "дочек" международных групп компаний, работающих в России, деклараций за 2024 год оценит их эффективную ставку по налогу на прибыль и вероятность уплаты налога с российской базы в иностранной юрисдикции. После чего, к середине текущего года, Минфин планировал представить окончательные предложения по донастройке российского налогового законодательства.

Позже, в апреле, источник сообщал "Интерфаксу" о предложении Минфина применять к российским участникам МГК, на которые распространяются правила Pillar2, корректирующий платеж по налогу на прибыль, который доведет их эффективную ставку этого налога до 15%, что позволит избежать уплаты налога с части прибыли, заработанной группой в РФ, в бюджеты других стран. Такое предложение министр финансов РФ Антон Силуанов направлял президенту. Согласно пояснительной записке к опубликованному проекту, глава государства дал поручение подготовить поправки, о которых писал глава Минфина.

В законопроекте предлагается внести в статью о ставках налога на прибыль положение об установлении по итогам налогового периода 15%-й ставки для налогоплательщиков, входящих в международную группу компаний.

При этом применять ставку 15% по итогам налогового периода участники МГК должны будут только в случае выполнения сразу нескольких условий одновременно. Если материнская компания этой группы расположена на территории иностранного государства, если материнская компания и промежуточные холдинговые компании являются налоговыми резидентами государств из перечня (будет устанавливать Минфин) стран, где законодательством предусмотрены правила минимального эффективного уровня налогообложения МГК, либо в состав этой группы входит хотя бы один участник, являющийся налоговым резидентом такого государства. Если сумма выручки МГК по консолидированной финансовой отчетности в течение каждого из двух финансовых годов, предшествующих текущему налоговому периоду, превышает сумму, эквивалентную 750 млн евро. Если отношение совокупности сумм налога, исчисленных без учета этих положений, к сумме прибылей и убытков, составляет положительную величину менее 0,15.

Если эти условия не выполняются, то участники МГК применяют налоговые ставки по другим положениям главы НК о налоге на прибыль.

При определении суммы налога по ставке 15% учитываются ранее начисленные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащие уплате в текущем налоговом периоде.

Сумма налога, исчисленная по ставке 5%, будет зачисляться в федеральный бюджет, по ставке 10% - в региональные.

Минфин ожидает, что в 2027 году в результате введения корректировочного платежа дополнительные доходы федерального бюджета составят 15,8 млрд рублей.

Реформа правил налогообложения МГК, предложенная ОЭСР, включает два направления: перераспределение прав на налогообложение прибыли крупнейших международных групп компаний в пользу стран-потребителей товаров и услуг (Pillar1), а также установление глобальной минимальной ставки налогообложения их прибыли (Pillar2). Предполагалось, что Pillar2 начнет применяться государствами-участниками в 2023 году, но впоследствии сроки были перенесены на 2024 год. РФ принимала активное участие в обсуждении новых правил и их интеграции в национальное законодательство в 2021 году, в 2022 году планировалось подписание соглашения и принятие поправок в национальное законодательство. При этом Минфин рассчитывал, что введение глобального налога для МГК позволит РФ получать дополнительно десятки миллиардов рублей ежегодно.

В рамках Pillar2 налоговые администрации на локальном уровне получили возможность облагать прибыль консолидированной группы, когда компания инкорпорирована не только в стране, где находится материнская структура, но и по всей цепочке создания добавленной стоимости. "Если налоговая администрация материнской компании увидит, что где-то уровень налогового налогообложения оказался ниже 15% в результате применения инструментов налоговой оптимизации, то налоговая администрация материнской компании получит право взять этот налог и довести эффективную ставку налогообложения до 15%", - пояснял ранее Сазанов.

Риск дополнительного налогообложения прибыли, заработанной в РФ, в странах-членах ОЭСР, в которых расположены международные группы компаний, возникает при условии, что эффективная налоговая ставка российских участников таких групп менее 15%. Для того, чтобы не допустить субсидирование иностранных бюджетов за счет предоставления налоговых льгот российским участникам иностранных групп, Минфин и предложил предусмотреть "защитную" норму в Налоговом кодексе РФ, которая бы предусматривала применение дополнительного корректирующего платежа по налогу на прибыль. Изменения, как пояснял свое предложение Минфин, не ухудшат положение российских налогоплательщиков, поскольку будут ограничиваться размером дополнительного налога, который в противном случае был бы уплачен в иностранной юрисдикции.

Поделись своим мнением

 
ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.