Компания Nio Inc. (NIO) оказалась разочарованием на рынке акций в этом году, уступая общему рынку и особенно своим китайским конкурентам, несмотря на умеренное восстановление после удара торговой войны, затронувшей сектор электромобилей. Хотя компания продвинулась в поставках и показала некоторое улучшение в маржинальности, смелая цель, установленная руководством стабилизировать убытки к концу финансового года 2025, все еще кажется недостижимой, даже имея в запасе три оставшихся квартала.
Уверенное инвестирование начинается здесь:
Легко разберитесь в производительности компании с новыми данными KPI от TipRanks для принятия инвестиционных решений
Получайте недооцененные, устойчивые на рынке акции прямо в свой почтовый ящик с помощью информационного бюллетеня Smart Value от TipRanks
Предстоящий запуск нескольких новых моделей с более высокими маржами, а также продолжающиеся стратегии снижения затрат, являются основной надеждой на удвоение маржей к концу года.
С результатами за первый квартал, которые будут опубликованы 3 июня, я думаю, инвесторы будут внимательно следить за изменениями в трендах маржи или структуре затрат. Тем не менее, я остаюсь скептически настроенным относительно того, что Nio сможет последовательно поддерживать устойчивые убытки, двигаться к прибыльности и генерировать здоровый денежный поток за такой короткий срок. На данный момент я бы оценил акцию как «удерживать».
Большие обещания, большие убытки и долгий путь впереди
Инвесторы тщательно отслеживают инвестиционный тезис Nio, который зависит от того, сможет ли компания достичь финансовой самоокупаемости к 2025 году и, возможно, стать прибыльной к 2026 году.
По словам генерального директора и основателя Nio Уильяма Ли, ожидается, что компания достигнет самоокупаемости в четвертом квартале текущего финансового года на основе трех ключевых факторов: (1) запуск девяти новых моделей для полной диверсификации портфеля продуктов; (2) внедрение новых технологий автомобилей, направленных на постепенное увеличение валовых марж; и (3) возможно, самое сложное, агрессивное расширение сети замены батарей с планами установки станций в каждом округе в 27 провинциях Китая — инициатива, которая должна стимулировать продажи.
В первом квартале Nio сообщила о продаже 42 094 автомобилей, что означает увеличение на 40% по сравнению с прошлым годом. Компания также наблюдает начальный успех с новыми брендами Onvo и Firefly. С 19 по 27 марта из 6 530 доставленных автомобилей 2 690 пришли именно от этих двух брендов, хотя Nio еще не начала официально наращивать производство этих новых моделей. Эти бренды должны сыграть значительную роль в достижении амбициозных целей по прибыльности. Руководство также подтвердило свою цель удвоить поставки в 2025 году по сравнению с целью на 2024 год в 222 000 единиц.
Тем не менее, финансовые результаты за первый квартал вызывают серьезные вопросы о том, насколько реалистично достижение самоокупаемости к концу года. Nio сообщила о чистом убытке в размере 977 миллионов долларов, что на 24% больше по сравнению с прошлым годом, увеличив общий прогнозируемый убыток за финансовый год 2024 года до отметки между 3,1 миллиарда и 3,2 миллиарда долларов, что примерно на 4% больше, чем в 2023 году. Валовые маржи составили 11,7%.
Это объясняет, почему ADR от Nio показывает плохие результаты. Большинство аналитиков, следящих за акцией, ожидают, что компания будет докладывать о годовых убытках на акцию до 2027 года, с возможностью получения положительной цифры в 2028 году. Что касается первого квартала, прогнозы указывают на убыток на акцию в размере 35 центов, что, хотя и остается убытком, на самом деле представляет собой улучшение на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Переосмысление маржи Nio может быть проблемным в первом квартале
Учитывая, что консенсус аналитиков кажется несовместимым с обещанием руководства Nio достичь самоокупаемости в ближайшие три квартала, в день отчетности могут стать больным местом валовые маржи.
Руководство уже предупредило заранее, что маржи автомобилей будут под давлением в первом квартале из-за сезонных факторов и переходного периода продукта. Они также отметили, что маржи автомобилей бренда NIO в настоящее время находятся под давлением, в то время как бренд ONVO пострадал от более слабых, чем ожидалось, продаж и высоких амортизационных затрат.
Несмотря на эти негативные моменты, компания стремится улучшить маржи на протяжении года, с целями 20% маржи автомобилей для бренда NIO и 15% для ONVO к 4-му кварталу 2025 года. В теории именно на таких уровнях маржи необходимо достичь самоокупаемости.
Для достижения этой цели Nio внедряет несколько мер по сокращению затрат, таких как стандартизация платформ для различных моделей и брендов (например, использование общих конструкций сидений) и снижение затрат на оборудование путем объединения умных интерфейсов автомобилей. Поэтому будет важно следить за эволюцией себестоимости продаж. В прошлом квартале она уже увеличилась на 9,9% по сравнению с предыдущим годом и на 4,4% последовательно.
Однако руководство в основном полагается на запуск моделей с более высокой маржой во второй половине года. Они также ужесточают ценообразование и контроль затрат, что уже привело к снижению себестоимости на 10% в 2024 году, тенденция, которая, как они говорят, будет продолжаться и в 2025 году.
Тем не менее, кажется, что у Nio нет полного контроля над своим бизнесом. Слишком много внутренних и внешних факторов для того, чтобы компания реалистично удвоила валовую маржу за такой короткий период времени.
Творческая бухгалтерия или реальный прогресс?
Одним из моментов, который привлек мое внимание в истории Nio (возможно, не слишком хорошим образом), является то, насколько неопределенно компания высказывается, когда дело доходит до детализации своих денежных потоков. Для бизнеса, который ежегодно тратит крупные суммы на исследования и разработки, инфраструктуру, такую как замена батарей, и полагается на государственные субсидии, удивительно, насколько мало они предоставляют ясности.
Хорошим примером является Q3, когда Nio сообщила о положительном свободном денежном потоке (FCF), несмотря на отрицательные операционные маржи. В этом случае наиболее вероятным объяснением были изменения оборотного капитала, а не какое-либо реальное улучшение прибыльности. Свободный денежный поток все еще может быть положительным, если амортизация высока (необязательные расходы) или если компания увеличивает задолженность или регистрирует раннюю выручку через предварительные продажи.
В случае с Nio все указывает на такого рода финансовые манипуляции. И хотя это само по себе не плохо, так как множество компаний делают это для смягчения краткосрочного давления, это также не надежный признак финансового здоровья. Если свободный денежный поток поддерживается бухгалтерскими маневрами, а не реальными операционными улучшениями, это должно вызвать осторожность у инвесторов.
Таким образом, хотя свободный денежный поток Nio с первого взгляда может выглядеть неплохо, особенно с учетом того, что прибыль все еще отстает, скорее всего это больше временное улучшение, чем настоящий поворот. Настоящая задача, которая заключается в создании прибыльного основного бизнеса, все еще впереди.
Покупка, продажа или удержание акций Nio?
Настроение аналитиков относительно Nio остается осторожным. Среди десяти аналитиков, следящих за акцией, семь рекомендуют удержание, двое предлагают покупку, а всего один советует продажу. Несмотря на этот общий консервативный взгляд, целевая цена акций NIO составляет в среднем $5,07, что подразумевает значительный рост цены акций примерно на 38% от текущей цены.
Большие слова Nio, но время на исходе
Инвестирование в Nio остается крайне спекулятивным. В настоящее время руководство кажется преследующим амбициозные цели, которые могут быть чересчур оптимистичными, учитывая сроки, которые они определили. Хотя Nio несомненно улучшается - увеличение темпов поставок - положительный знак, и усилия по увеличению маржи обнадеживают, ожидать удвоения валовых марж в течение года кажется нереалистичным.
Такой прогресс зависит не только от внутреннего исполнения, но и от внешних факторов на рынке электромобилей, который сталкивается с ожесточенной конкуренцией, нарушениями в поставочных цепочках и изменяющимися регуляторными вызовами.
Отказ от ответственности и раскрытие информации по проблеме