Выберите действие
avatar

ОЭСР ожидает в этом году роста ВВП стран Балтии в пределах 2,7%

0
13 просмотров

3 июня. ФИНМАРКЕТ - Экономики стран Балтии в 2025 году вырастут в пределах 2,7%, наиболее активный рост будет наблюдаться в Литве, а самый слабый - в Латвии. Такие данные приводятся в июньском обзоре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Эстония

ОЭСР ожидает увеличения ВВП Эстонии в 2025 году на 1,5% с ускорением роста до 2% в 2026 году. При этом инфляция в этом году будет равна 4,2%, а в следующем - замедлится до 2,3%.

Экономика Эстонии вернулась к росту в середине 2024 года после двух лет рецессии, причем подъем был обусловлен торговлей и потреблением. Хотя отчасти рост потребительских расходов был обусловлен покупками автомобилей в конце 2024 года в преддверии введения транспортного налога в этом году, домохозяйства выиграли от восстановления реальных доходов и снижения процентных ставок. Инфляция в апреле этого года оставалась высокой - на уровне 4,4% в годовом выражении, в основном из-за повышения налогов, роста цен на услуги и продукты питания. Уровень безработицы остается высоким, в то время как занятость в обрабатывающей промышленности начала увеличиваться.

Показатели деловой уверенности указывают на улучшение перспектив, а доверие потребителей начало повышаться, но остается сдержанным.

Эстония сократила торговые связи с Россией, в том числе в сфере поставок продукции деревообрабатывающей промышленности и энергетики, что, как считает ОЭСР, повысило энергетическую безопасность страны. Рост торговли был медленным из-за слабости ключевых экспортных рынков в скандинавском регионе, особенно в сфере строительства и производства. В контексте американских импортных пошлин ОЭСР отмечает, что прямое участие Эстонии в торговле с Соединенными Штатами невелико, хотя косвенные связи, обусловленные спросом на европейском рынке, более значительны.

В прошлом году дефицит эстонского бюджета сократился до 1,5% ВВП и останется на том же уровне в этом году. Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов негативно скажется на потреблении и временно повысит общую инфляцию в середине года. В следующем году налогово-бюджетная политика будет значительно мягче, а дефицит бюджета возрастет до 3% ВВП (с 1,5% ВВП в этом году), при этом расходы на оборону должны вырасти до 5% ВВП (с 3,4% ВВП в 2024 году).

ОЭСР полагает, что экономическому росту в стране в этом и следующем году будут способствовать смягчение денежно-кредитной политики в еврозоне и увеличение спроса со стороны торговых партнеров из Северной Европы, а также государственные инвестиции. Значительная часть увеличения расходов на оборону будет направлена на закупку оборудования за рубежом. Растущая неопределенность, связанная как с конфликтом на Украине, так и с напряженностью в мировой торговле, по-прежнему будет сдерживать инвестиции в бизнес.

Инфляция временно повысится во второй половине года из-за повышения налогов, но затем снизится. Восстановление может быть сорвано из-за ухудшения ситуации в мировой торговле и геополитической напряженности в регионе. Более устойчивое инфляционное давление и требования к заработной плате являются факторами, повышающими инфляцию.

Более высокие расходы на оборону и старение населения в конечном итоге потребуют новых источников доходов, которые могут быть получены, например, за счет ежегодного налога на имущество. Следует продолжить текущие проверки расходов. "Государственные инвестиционные проекты, такие как международное железнодорожное сообщение и модернизация электросетей, могут способствовать укреплению безопасности Эстонии и должны быть реализованы без промедления", - отмечается в обзоре.

Латвия

Латвийская экономика, по прогнозам экспертов ОЭСР, по итогам 2025 года продемонстрирует рост на 1,1%, а в 2026 году - на 2,1%. Инфляция в этом году будет равна 3,6% и замедлится до 2,4% в будущем году.

Промпроизводство в марте этого года сократилось на 2% по сравнению с февралем и было примерно на 2,5% ниже, чем годом ранее. Годовая инфляция выросла с 3,5% в марте до 4% в апреле из-за роста цен на продовольствие, а базовая инфляция увеличилась до 4,2%, что отражает значительный рост заработной платы и высокую инфляцию в секторе услуг. Уровень безработицы в марте составил 6,7%, а доля вакантных рабочих мест в 4-м квартале 2024 года была равна 2,6%, что отражает растущую нехватку технических специалистов и менеджеров.

Снижение импортных цен и увеличение спроса на военную технику способствовали увеличению объемов импорта, который в 4-м квартале 2024 года увеличился на 1,8% по сравнению с 3-м кварталом. Экспорт возрос на 2,2% за квартал, особенно за счет ИТ-услуг и бизнес-услуг. Дефицит торгового баланса сократился в 1-м квартале 2025 года, но увеличился в марте из-за быстрого роста стоимости импорта. Хотя менее 3% экспорта товаров и услуг приходится на Соединенные Штаты, повышение пошлин может негативно сказаться на экспорте в таких отраслях, как деревообработка, изделия из дерева и электроника. Ставки по ипотечным кредитам снизились примерно на 190 базисных пунктов по сравнению с прошлым годом благодаря смягчению денежно-кредитной политики в еврозоне и недавним реформам, направленным на усиление конкуренции на финансовых рынках, что привело к снижению затрат на рефинансирование.

В течение 2025-2026 годов бюджетная политика будет смягчена, а соотношение госдолга к ВВП, по прогнозам, увеличится (до 60% в 2025 году и 61,8% в 2026 году с 58,5% в 2024 году). Расходы на внутреннюю безопасность и оборону увеличатся на 0,5% ВВП в 2025 году и еще на 0,9% ВВП в 2026 году.

Частное потребление будет постепенно восстанавливаться. Неопределенность в торговой политике скажется на экспорте и инвестициях в бизнес. Напряженные рынки труда и планируемое повышение минимальной заработной платы будут способствовать росту зарплат и приведут к замедлению базовой инфляции. Однако ограничение роста зарплат в госсекторе сдержит их общий рост. Задержки с освоением средств ЕС из-за нехватки квалифицированной рабочей силы, роста издержек и слабого потенциала в области планирования инфраструктуры могут негативно сказаться на внутреннем спросе.

Литва

ВВП Литвы, по прогнозам экспертов ОЭСР, вырастет на 2,7% в 2025 году и на 2,4% в 2026 году после роста на 2,8% в 2024 году. Инфляция в этом году будет равна 4%, в будущем году - 2,5%.

ВВП вырос на 0,6% в 1-м квартале 2025 года, в основном благодаря значительному росту реальной заработной платы и частного потребления. Тем не менее, инвестиции сократились на фоне низкой загрузки производственных мощностей и снижения деловой уверенности, особенно в сфере услуг. Потребительское доверие остается высоким, но с конца 2024 года стало снижаться. Годовая инфляция опустилась до минимального уровня в октябре 2024 года, но в апреле 2025 года ускорилась до 3,6% на фоне роста цен на продовольствие и энергоносители. Несмотря на то, что иммиграция помогла частично устранить нехватку рабочей силы, рынок труда остается напряженным, с высоким уровнем вакансий, что способствует значительному росту заработной платы. Безработица, которая в марте 2025 года составила 6,4%, ниже среднего долгосрочного показателя.

Хотя только 4% литовского экспорта напрямую поставляется в Соединенные Штаты, литовские фирмы интегрированы в глобальные цепочки создания стоимости, которые в конечном итоге обслуживают рынок США. Таким образом, повышение США пошлин на товары из ЕС косвенно скажется на Литве из-за снижения экономической активности в Европейском союзе, на долю которого приходится 60% всего литовского экспорта.

Условия финансирования, определяемые долгосрочными процентными ставками, улучшились по сравнению с прошлым годом и далее стабилизируются. Ожидается, что дефицит бюджета увеличится с 1,3% ВВП в 2024 году до 3% ВВП в 2025 и 2026 годах. Основные факторы, способствующие увеличению дефицита бюджета, связаны с пенсионными выплатами и заработной платой в государственном секторе. Государственный совет обороны, в состав которого входят политическое и военное руководство Литвы, недавно принял решение увеличить расходы на оборону с 3% в 2025 году до 5-6% ВВП ежегодно в течение 2026-2030 годов. Хотя парламенту все еще необходимо утвердить этот план и уточнить финансирование, а в министерствах, не связанных с обороной, предусмотрены сокращения бюджета, увеличение расходов на оборону может увеличить дефицит бюджета на 2026 год сверх текущего прогноза.

Ожидается, что в 2025-2026 годах бюджетная политика в Литве смягчится. Тем не менее, создание дополнительных финансовых возможностей будет иметь ключевое значение для финансирования растущих расходов, связанных со старением населения, а также расходов на оборону. Более того, усиление рынков капитала будет иметь важное значение для смягчения финансовых трудностей, с которыми сталкиваются многие фирмы, а также для поддержки инвестиций и роста производительности.

Экспорт, по прогнозам, увеличится, но останется тесно связанным с внешним спросом со стороны основных торговых партнеров Литвы. Таким образом, экономическая активность в зоне евро является ключевым риском для Литвы, наряду с мировыми ценами на энергоносители и геополитической напряженностью.

Литва, по прогнозам ОЭСР, столкнется с серьезным демографическим шоком, который увеличит расходы, связанные с выплатой пенсий, а высокий уровень бедности среди пожилых людей и низкая продолжительность жизни у мужчин затруднят сдерживание этого давления. В этом контексте для обеспечения финансовой устойчивости потребуется создать дополнительные бюджетные возможности. Это потребует повышения эффективности госрасходов, увеличения налоговых поступлений и поощрения экономической активности.

Поделись своим мнением

 
ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.