Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оценивает соответствие законодательству активного предоставления скидок маркетплейсами, заявил глава ФАС Максим Шаскольский на "Антимонопольном форуме 2025".
По его словам, ведомство полагает, что в перспективе усиление позиций маркетплейсов за счёт скидок может нести риски как для покупателей и продавцов, так и для отечественных производителей, так как в онлайн-ритейле широко представлены импортные товары.
Он отметил, что ранее была пресечена деятельность маркетплейсов по предоставлению скидок в автоматическом режиме - без согласия продавцов.
"Идет широкое обсуждение и изучение, например, соответствия антимонопольному законодательству действий компании по предоставлению скидок на товары продавцов уже за счет самих маркетплейсов... В среднесрочной перспективе действительно существуют риски окончательной монополизации данного рынка с соответствующими негативными последствиями как для покупателей, так и для продавцов", - сообщил Шаскольский.
"Более того, мы, общаясь с представителями рынка, с производителями российскими, видим, что появляются риски для производителей, потому что в основном на маркетплейсах идет перепродажа импортных товаров нероссийских производителей. И здесь также формируются определенные риски для наших российских производителей", - добавил он.
Как пояснил позднее журналистам Шаскольский, у ФАС есть опасения, что за счёт предоставления значительных скидок "два крупнейших маркетплейса сожрут всех остальных, потому что никто не может с ними конкурировать в масштабах этих скидок". Речь идёт о Wildberries и Ozon, которых ФАС в прошлом году признала доминирующими с совокупной долей рынка более 80%.
Глава ФАС отметил, что на данный момент ситуация, когда маркетплейсы за свой счёт предоставляют скидки, может всех устраивать - и покупателей, приобретающих товары дешевле, и продавцов, у которых растут объемы продаж. Но уже сейчас продавцы, например, ограничены в возможности предлагать свои товары на других площадках по более высоким ценам. В перспективе условия могут ужесточаться и для потребителя.
"Что бы там ни говорилось о благих намерениях, вырастут цены для потребителей, хуже станут условия для продавцов, и тем самым рынок будет монополизирован со всеми последствиями, как, например, с рынком такси произошло, когда все счастливо ездили по 100 рублей, а потом стали ездить по 1000", - описал Шаскольский риски перетока продаж в крупнейшие маркетплейсы из-за предоставления скидок.
Он подчеркнул, что "в мире такая практика, когда существуют масштабные скидки за счет маркетплейсов, признана антиконкурентной".
В России пока вопрос прорабатывается, в том числе в рамках нового законодательства о платформенной экономике. "Возможно, там какие-то появятся регулирующие механизмы. Вопрос требует обсуждения и изучения. Он очень чувствительный, пока решений по этому вопросу нет", - отметил глава ФАС.