Трагическое крушение рейса Air India с более чем 240 пассажирами в четверг произошло после многолетних усилий по реструктуризации флагманского авиаперевозчика страны, который страдал от трагедий и финансовых потерь при государственной собственности.
В 2010 году рейс Air India, прибывший из Дубая, выехал за пределы взлетно-посадочной полосы в городе Мангалор и упал с обрыва, погибли 158 человек из 166 на борту. И в 2020 году рейс Air India Express, дочерняя компания Air India, съехал с полосы на юге Индии во время сильного дождя и разбился на две части, погибли 18 человек, а более 120 человек получили ранения.
Оба эти инцидента произошли с участием старых самолетов Boeing 737-800 и произошли, когда Air India все еще находилась под государственным контролем. Индийский конгломерат Tata Sons взял Air India под свое управление в 2022 году, вернув авиаперевозчика в частную собственность после десятилетий государственного управления.
Сделка на сумму 180 миллиардов рупий (тогда равных $2,4 миллиардов) была в некотором роде возвращением домой для Air India, с корнями, уходящими к основанию семьей Тата тогдашней Tata Airlines в 1932 году. Это также было частью более широких усилий по спасению авиакомпании, которая превратилась в убыточное предприятие с долгами.
Джитендра Бхаргава, бывший исполнительный директор авиакомпании и автор книги "Падение Air India", сказал, что государственная собственность способствовала архаичной рабочей культуре, устаревшим процессам и управлению бюрократами, не знакомыми с авиационной отраслью.
"Вы получаете рецепт катастрофы. И мы прошли через это", - сказал Бхаргава Ассошиэйтед Пресс. В результате, по его словам, компания терпела убытки, что оказывало каскадное воздействие, поскольку она не могла инвестировать в модернизацию.
К моменту принятия Tata Sons, доля рынка Air India составляла около 12% и была под угрозой сжатия, поскольку конкуренты расширялись. Бхаргава и другие эксперты авиации подчеркивают, что необходимо было избавиться от государственного контроля для конкуренции Air India с другими частными конкурентами, и с тех пор авиаперевозчик работал над тем, чтобы современно организовать как свою деятельность, так и флот.
За последние годы Air India пересмотрела свою брендовую стратегию и заказала сотни новых самолетов у Boeing и Airbus. Аналитики не ожидают, что крушение в четверг, в котором участвовал 12-летний Boeing 787 Dreamliner, изменит такие партнерства.
"Признавая, что Air India и организация Tata были очень горды тем, что они сделали крупные ставки на Boeing", - сказала Анита Мендиратта, консультант по авиации и лидерству.
Отмечая, что Boeing получил удары в последние годы, в значительной степени из-за проблем с 737 Max, Мендиратта указала, что всё еще существует интерес со стороны авиакомпаний со всего мира к добавлению новых самолетов компании в свои флоты после недавних задержек в поставках. К этому относится спрос на 787 Dreamliner, который, по ее словам, является одним из самых важных самолетов в области устойчивой авиации, снижения выбросов, управления затратами на авиацию.
Boeing страдал от своих собственных проблем безопасности, включая прошлые трагические крушения. Однако это было первое крушение Boeing 787 Dreamliner, согласно базе данных Aviation Safety Network. Причина четверговского крушения до сих пор неясна.
Проводится международное расследование, и Boeing заявил, что работает над сбором большего количества информации. Air India сказала, что также работает над получением ответов на вопросы о причинах крушения, обещая поддержать пострадавших от трагедии.
"Это трудный день для всех нас в Air India", - сказал генеральный директор Кэмпбелл Уилсон в записанных замечаниях. "Наши усилия сейчас полностью сосредоточены на потребностях наших пассажиров, членов экипажа, их семей и близких".
Натараджан Чандрашекаран, председатель Tata Sons, добавил в заявлении, что нет слов, которые могли бы адекватно выразить скорбь, которую мы испытываем в этот момент. Он сказал, что компания предоставит 10 миллионов рупий (почти $116,795) семьям каждого человека, "который погиб в этой трагедии", и также покроет медицинские расходы для пострадавших.
Boeing 787 разбился в медицинский колледж после взлета в северо-западном городе Индии Ахмедабад. По словам старшего индийского чиновника и Air India, крушение выжил один пассажир, но авиакомпания заявила, что других выживших нет, увеличивая последние данные о количестве погибших до 241.
Помимо фатальных происшествий в 2010 и 2020 годах, рейс Air India Boeing 747 также упал в Аравийское море в 1978 году, погибли все 213 на борту.
Компания находилась под контролем правительства с 1953 по 2022 год.
Другие фатальные происшествия, связанные с государственными авиакомпаниями Индии, включают более 50 погибших в катастрофе в восточном городе Патна в 2000 году. В 1993 году рейс упал в западном городе Аурангабад, погибли 55 человек. В 1988 году более 130 человек погибли при крушении самолета при посадке в Ахмедабаде, а в 1991 году катастрофа недалеко от северо-восточного города Имфал унесла жизни 69 человек на борту.
__________
Грантам-Филипс сообщал из Нью-Йорка, Гхошал сообщал из Ханоя. Сотрудник АП Даника Кирка из Лондона внесла свой вклад в этот отчет.