Москва. 23 июня. ИНТЕРФАКС - Независимые НПЗ Китая не спешат увеличивать свои запасы иранской нефти, даже несмотря на то, что поставщики пытаются поднять цены из-за возможных перебоев с поставками, вызванных угрозами Ирана закрыть Ормузский пролив на фоне эскалации конфликта с Израилем, сообщили аналитики НПЗ и трейдеры агентству Platts.
Один из источников на НПЗ в Шаньдуне заявил: "Вероятность того, что Иран закроет пролив, кажется минимальной, поскольку это означало бы противостояние всем остальным странам". Другой источник также считает, что вероятность закрытия пролива "невелика, поэтому мы не будем делать запасы на всякий случай".
Агентство отмечает, что цены на поставки нефти из Ирана выросли за последнюю неделю после эскалации между Ираном и Израилем. Скидки на предлагаемую Iranian Light снизились до $2-$2,5/баррель к фьючерсам ICE Brent на базе DES Shandong для грузов, которые будут доставлены в конце июля/августе по сравнению со скидкой $2,5-$3/баррель неделей ранее, говорят источники на рынке.
Источники связывают рост цен с опасениями по поводу перебоев с поставками на фоне продолжающихся конфликтов, а также с ростом расходов на страхование и перевозку из Персидского залива в Китай. Стоимость транспортировки нефти из Персидского залива в Китай на VLCC составила $17,7/т 20 июня, что на 66,7% больше, чем $10,62/т 13 июня, до конфликта, согласно данным Platts.
Собеседники агентства полагают также, что конфликт не будет затяжным. До конфликта на рынке было предположение, что спрос и предложение сбалансированы. Кроме того, представитель НПЗ в Шаньдуне отметил: "Стоимость хранения будущих партий также высока и может не оправдать риск".
Учитывая текущую ситуацию бэквордации, частные НПЗ неохотно закупают будущие партии нефти, опасаясь последующего падения цен, приводит агентство мнение аналитика из Пекина.
По данным Kpler, товарные запасы иранской нефти, включая те, что находятся в плавучих хранилищах около Малайзии и Сингапура, а также на танкерах, ожидающих разгрузки около китайских портов, по состоянию на 23 июня составили 30,8 млн баррелей, что на 31,3% больше, чем 23,5 млн баррелей 15 июня.
По данным Platts, в мае независимые НПЗ Китая импортировали 5,3 млн тонн (1,25 млн б/с) иранской нефти, что на 27,3% меньше апрельского импорта в 1,72 млн б/с (7,04 млн тонн) и ниже рекордного максимума в 1,91 млн б/с (8,07 млн тонн) в марте.
Средний уровень загрузки независимых НПЗ в Шаньдуне в Китае составил 48,92% по состоянию на 18 июня, увеличившись на 0,74 процентных пункта по сравнению с предыдущей неделей. Между тем, маржа переработки для крекинга импортной нефти сократилась на 164 юаня/т до 102 юаней/т по состоянию на 18 июня. "Мы не готовы покупать эту нефть, учитывая слабую маржу переработки и низкий уровень загрузки", - сказал другой источник на НПЗ.
Независимые нефтеперерабатывающие заводы, вероятно, продолжат отдавать предпочтение иранской нефти в качестве основного сырья из-за ее конкурентоспособных цен, сообщили источники агентства. Однако, учитывая более высокие риски, связанные с иранской нефтью, может расти интерес к покупке российской и венесуэльской нефти, которая представляет относительно меньшие риски в плане стабильности поставок и санкций, полагают трейдеры.
Российские сорта нефти ESPO с поставкой в июле торговались с премией около $2/баррель к фьючерсам ICE Brent, оставаясь в целом стабильными по сравнению с предыдущей неделей.
Между тем, российская нефть марки Sokol торгуется с премией в $1,5-1,7 за баррель на том же базисе. Венесуэльская нефть сорта Merey продавалась со скидкой около $6 за баррель.