Одним из ключевых вопросов судоходной отрасли является предоставление судам под флагом РФ приоритетного доступа к российской грузовой базе, отечественным судовладельцам необходима законодательная поддержка в этой сфере, заявил в интервью "Интерфаксу" генеральный директор СКФ Игорь Тонковидов в ходе ПМЭФ-2025.
"Сейчас отрасль находится в сложном положении, и законодательная поддержка ей просто необходима. Внешняя торговля нашей страны находится в критической зависимости от иностранных морских перевозчиков, на оплату их услуг экономика России ежегодно тратит более $20 млрд, это вымывает из страны инвестиционный потенциал для развития отечественного торгового флота и судостроения", - сказал Тонковидов.
Глава "Совкомфлота" напомнил, что проект соответствующего федерального закона о преференциальном доступе российского флота к российской грузовой базе внесен в Госдуму осенью 2023 года и был принят в первом чтении.
По его словам, в настоящее время российским флотом перевозится менее 10% экспортных грузов.
"Мы экспортоориентированная страна, и впадать в такую глубокую зависимость от иностранных судовладельцев, которые в любой момент могут развернуться и уйти, крайне опасно. Поэтому нужны определенные меры поддержки, нужна транспортная и логистическая политика", - считает глава "Совкомфлота".
"Сейчас для наших грузовладельцев перевозка на судах российского флота выглядит более рискованной из-за санкций, а иностранные суда этих ограничений не имеют, поэтому часто выбирают их", - пояснил он.
Законопроект, который устанавливает приоритетное использование судов под флагом РФ для вывоза грузов из российских морских портов, был принят Госдумой в первом чтении в ноябре 2023 года. Комитет Госдумы по транспорту в мае 2024 года одобрил его ко второму чтению, но предложил отложить вступление документа в силу на 1 сентября 2027 года, в то время как ранее предполагалось, что норма вступит в силу с 1 марта 2025 года.
"Совкомфлот" специализируется на перевозке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, это один из крупнейших в мире операторов танкерного флота. Free float "Совкомфлота" составляет 15,6%, квазиказначейский пакет - около 1,6%. РФ принадлежит 82,8%.