Авторы: Акаш Срирам и Абхируп Рой
(Reuters) - Ожидается, что Tesla в среду сообщит о еще одном падении ежеквартальных поставок, поскольку негативная реакция на политические взгляды генерального директора Илона Маска и конкурентное давление продолжают снижать спрос.
Хотя многое из триллионной оценки Tesla зависит от ставки Маска на коммерциализацию роботакси, большая часть текущего дохода и прибыли компании по-прежнему приходится на ее основной бизнес по продаже электромобилей - бизнес, который оказывается под давлением из-за высоких процентных ставок и увеличивающейся конкуренции.
Глобальный рынок электромобилей растет, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, но ежегодные продажи устаревшей линейки Tesla впервые упали в 2024 году. Хотя Маск заявил, что продажи вернутся к росту в 2025 году - это отход от его раннего обещания о росте на 20-30% - аналитики ожидают снижения продаж на 8% в этом году.
За второй квартал, завершившийся в июне, ожидается, что Tesla доставит 394 380 единиц, согласно опросу 23 аналитиков, проведенному Visible Alpha. Это будет более чем на 11% ниже по сравнению с прошлым годом и последует за падением на 13%, о котором компания сообщила в предыдущем квартале.
Tesla заявила, что падение в прошлом квартале было связано с приостановкой производства для перехода к обновленной версии своего самого продаваемого внедорожника Model Y, и аналитики говорили, что многие клиенты откладывали покупки, ожидая его выпуска.
"Я думаю, что многие аналитики думали, что в этом квартале будет положительный скачок из-за новой Model Y", - сказал Росс Гербер, генеральный директор инвестиционной фирмы Gerber Kawasaki Wealth and Investment Management. "Но новая Model Y на мой взгляд не так сильно отличается от старой Model Y", - добавил он, отметив, что спрос на модель не оправдал ожиданий.
Вместо этого люди купили меньше автомобилей Tesla. Некоторые потенциальные покупатели были раздосадованы публичной поддержкой Маска крайне правых политиков в Европе и работы в качестве советника президента США Дональда Трампа по сокращению федеральных рабочих мест и финансирования.
Хотя Маск снова сосредоточился на своих компаниях, негативная реакция, а также выбор клиентов более дешевых китайских электромобилей, привели к пятому месяцу подряд снижения продаж Tesla в Европе, где в мае было зафиксировано снижение на 27,9%, данные Европейской ассоциации производителей автомобилей показали.
В Китае доля Tesla на рынке электромобилей снизилась до 7,6% за первые пять месяцев 2025 года с 10% в прошлом году и пика в 15% в 2020 году, поскольку конкуренты завоевывают потребителей сногсшибательными, новыми, функциональными электромобилями. SUV Xiaomi YU7 получил исключительно сильные заказы всего за несколько часов после начала продажи на прошлой неделе и стало предметом спекуляций, что Tesla может быть вынуждена снизить цены для контрсилы.
"Отставание продаж в Европе по сравнению с остальным рынком электромобилей и увеличивающаяся конкуренция в Китае работают против Tesla в будущем", - сказал Сэм Фиорани, вице-президент исследовательской фирмы AutoForecast Solutions.
Для достижения цели Маска по возвращению к росту в этом году Tesla - если оценка второго квартала точна - нужно будет передать более миллиона единиц во второй половине года, что будет рекордом и трудным испытанием, согласно аналитикам Уолл-стрит, хотя продажи обычно сильнее во второй половине.
Некоторая помощь может прийти от запланированной более дешевой модели Tesla - которая, как ожидается, станет облегченной версией Model Y - которую компания сказала, что начнет производить к концу июня. Reuters сообщило в апреле, что ее выпуск будет задержан по крайней мере на несколько месяцев.
После падения в начале этого года из-за яростных анти-Масковских протестов акции Tesla недавно вернулись в некотором росте. В прошлом месяце компания запустила около десятка роботакси в ограниченной части Остина, Техас, перевозя небольшую группу приглашенных поклонников за символическую плату, но с монитором безопасности и другими ограничениями.
(Репортаж: Акаш Срирам в Бангалоре и Абхируп Рой в Сан-Франциско, Редактирование: Розальба О'Брайен)