(Bloomberg) -- По мере того как Европейский союз приближается к сделке с США, его переговорщики сосредотачиваются на защите ключевых отраслей от массированных пошлин, которые могут ударить по экспорту блока уже с 1 августа.
Европейская комиссия, отвечающая за торговые вопросы ЕС, приближается к заключению предварительного соглашения, которое освободило бы коммерческие воздушные суда от некоторых пошлин, что может стать стимулом для Airbus SE, согласно источникам, близким к вопросу. Также будут созданы исключения для некоторых, в основном немецких, автопроизводителей, что принесет облегчение компаниям, таким как BMW AG и Mercedes-Benz Group AG.
Другие производители автомобилей, такие как Ferrari NV из Италии, могут остаться без выгоды, поскольку исключение может помочь только компаниям с заводами в США, сообщил Bloomberg ранее.
Какие сектора будут исключены, включая алкогольные напитки, также ожидается получат освобождение, что говорит о политическом влиянии ключевых стран-членов, отраслях, которые ЕС считает критически важными, а также в областях, где США заинтересованы в защите своих собственных производителей. В случае с Airbus это немного всего этого.
"Это абсолютно флагман в производстве европейских воздушных судов", - сказал Джон Стрикленд, аналитик в области авиации в компании JLS Consulting, в интервью. "Поднятие пошлин для клиентов потенциально может оказать значительное тормозящее воздействие на спрос и, следовательно, на финансовый успех Airbus", - отметил он.
Акции Airbus поднялись на 1,5% в Париже. Акции BMW выросли на 1,8% во Франкфурте, а акции Mercedes остались практически без изменений. Акции автопроизводителей Porsche AG и Ferrari, у которых нет заводов в США, упали на 1,7% и 1% соответственно.
Более того, Airbus, крупнейший производитель коммерческих авиалайнеров в мире, собирает свои самолеты через сложную хореографию деталей и заводов и стал символом промышленного сотрудничества на континенте.
Главный офис Airbus находится в Тулузе на юге Франции, где у компании есть так называемые линии финальной сборки для своих различных продуктов, наряду с ее другим основным предприятием в Гамбурге. Однако за годы плановик расширил свое глобальное производственное присутствие, включая Тяньцзинь в Китае, Мобайл в Алабаме и Мирабель в Канаде.
Это дало Airbus мощный инструмент для продажи местных самолетов клиентам в США и Китае, двух крупнейших авиационных рынков. Боинг, в свою очередь, производит свои самолеты только в США, не предоставляя компании возможности адаптировать свой глобальный потенциал к потенциальным пошлинам на некоторых рынках.
ЕС сделал защиту производителя воздушных судов приоритетом. Глава промышленности блока Стефан Сежурн заявил Bloomberg в прошлом месяце, что Airbus не может стать объектом недобросовестной конкуренции со стороны Boeing, штаб-квартира которой находится в Арлингтоне, штат Вирджиния, поскольку европейский производитель авиалайнеров сталкивается с дополнительной пошлиной в размере 10%.
"Если мы не восстановим баланс, мы оставим некоторые ведущие сектора без защиты, поэтому есть экономический интерес действовать именно так", - сказал он.
Остается посмотреть, какие виды тарифных льгот по авиасудам, авиадеталям и алкогольным напиткам предоставит США ЕС по мере продолжения переговоров на этой неделе, сообщили люди, выступившие под условием анонимности.
На прошедшем в прошлом месяце Парижском авиасалоне, крупнейшем ежегодном мероприятии отрасли, министр транспорта США Шон Даффи заявил, что он поддерживает возвращение к условиям торгового соглашения 1979 года, исключающего тарифы на пограничную торговлю воздушными судами и авиадеталями.
Даффи признал, что авиация принесла США торговые излишки из-за этого договора десятилетней давности, заявив на встрече с журналистами, что мы должны убрать авиацию с переговорного стола, вернувшись к 1979 году, и это только поможет нам отнять у наших торговых партнеров некоторые инструменты, которые могут нам пригодиться.
Согласно оценкам ЕС, сейчас налоги США охватывают 380 миллиардов ($445 миллиардов), или около 70% его экспорта в США. В своем последнем прогнозе в мае Европейская комиссия значительно снизила свою оценку роста на этот год из-за торговой войны, ожидая умеренного ускорения в 1,1%, по сравнению с прогнозируемым ростом в 1,5% в ноябре.
У ЕС есть время до 1 августа, чтобы достичь предварительного торгового соглашения, которое закрепит ставку тарифа на уровне 10% для всех видов экспорта, пока переговорщики пытаются договориться о постоянном соглашении. Невозможность достижения согласия к этой дате означает, что тарифы на практически весь экспорт ЕС в США вырастут до 50%.
Блок также давит на США для установления квот и исключений для эффективного снижения 25% тарифа Вашингтона на автомобили и автозапчасти, а также 50% тарифа на сталь и алюминий, согласно людям. Однако прорыв по этим пошлинам не является немедленным.
Тарифы на автомобили привели к увеличению стоимости и сложности для производителей в Европе, которые полагаются на прибыльный рынок США для продаж своих крупногабаритных и дорогих внедорожников. Ситуация особенно критична для немецких фирм, которые сталкиваются с давлением сохранить долю рынка в США, оставаясь далеко позади в Китае, где местные бренды, возглавляемые компанией BYD Co., принимают верх.
Porsche и Mercedes на этой неделе сообщили о падении продаж автомобилей из-за снижения поставок в Северную Америку и Китай.
Однако ЕС и США обсуждают так называемый механизм компенсации, который позволил бы европейским компаниям, выпускающим автомобили в США, экспортировать определенное количество без тарифов, согласно людям.
Это выгодно для компаний, включая BMW, Mercedes и марки Volkswagen AG. Porsche и Ferrari не имеют производственных мощностей в США и импортируют все свои автомобили из Европы.
Компания Audi Volkswagen в настоящее время рассматривает возможность начать производство в США и в мае заявила, что выберет место в этом году. Ее наиболее продаваемый в США автомобиль Q5 SUV импортируется из Мексики. Продажи модели снизились на 29% во втором квартале. Mercedes смещает производство своего популярного в США внедорожника GLC в свой завод в Алабаме к 2027 году.
Канцлер Германии Фридрих Мерц в прошлом месяце поддержал идею правила компенсации для обеспечения тарифного облегчения некоторым европейским автопроизводителям. Однако с тех пор переговоры стали все более насущными.
"Мы хотим достичь соглашения с американцами", - сказал немецкий министр финансов Ларс Клингбейль во вторник перед законодателями в Берлине. "Но сделка должна быть справедливой - и если нам не удастся добиться справедливого соглашения с США, то ЕС придется принять контрмеры для защиты нашей экономики".
-- С содействием Кейт Даффи, Энтони Паладзо, Камила Ковальче и Альберто Нарделли.
(Обновлено с акциями в шестом параграфе.)
2025 Bloomberg L.P.