Компания Tesla Inc., лидер по производству электромобилей в Соединенных Штатах, теряет клиентов из-за ухудшения общественного мнения о ее контроверсиальном миллиардере-основателе Илоне Маске. Эксперты автомобильной отрасли говорят, что этот пробел на рынке постепенно заполняется продукцией компании General Motors.
Американский автопроизводитель из Детройта увеличил продажи электромобилей и долю рынка в первой половине года благодаря расширению электрических моделей практически во всех трех из четырех брендов. Тем временем, общественное мнение о конкуренте из Техаса, компании Tesla, упало весной из-за критики в адрес Маска за активное участие в политике Вашингтона.
GM тихо набирает доверие, пока Илон его теряет, - сказал Пол Уотти, директор по анализу отрасли в AutoPacific. Потребители реагируют на последовательность, а не на волатильность, и устойчивая политика GM начинает приносить плоды.
Хотя тенденции немного изменились, разрыв в продажах между американскими автопроизводителями остается огромным. Продажи электромобилей GM являются далеко не первыми после Tesla. Тем не менее, GM сообщила о трехкратном росте продаж своих электромобилей, в то время как Tesla столкнулась с двузначными потерями за этот период.
Tesla заявила, что поставила 384 122 автомобиля во втором квартале по всему миру к июню, что на 13% меньше, чем 443 956 поставок за тот же период год назад. Tesla не разделяет поставки по регионам, поэтому оценки продаж, проведенные Data Center Automotive News, показывают, что продажи Tesla в США во втором квартале составили около 125 000, что на 16,7% меньше. В первые шесть месяцев 2025 года Tesla продала 255 000 автомобилей в США, что на 13% меньше, чем в первой половине 2024 года.
Тем временем GM продала 78 167 электромобилей в Соединенных Штатах за первую половину года, что на 111% больше, чем в середине 2024 года. Из них 46 280 были проданы во втором квартале.
К июню текущего года доля рынка электромобилей GM достигла 13%, но она может продолжать расти по мере развития года, а доля Tesla может уменьшиться, считает Сэм Фиорани, вице-президент по глобальному прогнозированию автотранспорта в AutoForecast Solutions.
В случае, если вы пропустили: Генеральный директор GM Мэри Барра возглавляет рейтинги оплаты величайших трех Детройтских компаний с зарплатой в $29,5 миллиона
Ежегодные продажи линейки Tesla впервые упали в 2024 году. Tesla объяснила спад паузой в производстве для перехода к обновленной версии своего бестселлера - внедорожника Model Y, что, по словам отраслевых экспертов, заставило клиентов отложить покупку до выхода новой версии.
Вместо этого люди купили меньше автомобилей Tesla.
Продажи Tesla идут на спад не из-за одной причины, вызывающей рост продаж GM. Это сочетание факторов, - сказал Фиорани. Некоторое воздействие оказывает Илон Маск, некоторое - отмена налоговых льгот на электромобили. Рынок электромобилей развивается настолько быстро, но мы все еще находимся только в начале кривой спроса.
Долгий старт
Kомпания Tesla Inc., занимающаяся производством электромобилей, батарей и солнечных панелей, была основана в 2003 году Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Основатель PayPal Илон Маск инвестировал $30 миллионов в этот стартап и был председателем компании до того, как возглавил ее как исполнительный директор вскоре после запуска своего первого автомобиля - Roadster, в 2008 году.
GM, с другой стороны, была основана за сто лет до того, как Roadster вышел на дорогу, и даже воспользовалась созданием первого современного электромобиля в 1996 году с моделью EV1, но не поддержала широкомасштабного производства электромобилей до 2010-х годов.
Долговечность Tesla как бренда в области электромобилей может дать ей преимущество перед крупными автопроизводителями-ветеранами, такими как GM, но этот бренд теряет блеск из-за застоя в линейке автомобилей и слабой физической основы, сообщила Стефани Вальдес-Стрити, директор по отраслевым исследованиям в Cox, газете Free Press, части сети USA TODAY Network. (Tesla не использует франчайзинговых дилеров и не предлагает скидки на свою продукцию.) Tesla не представила новую модель с момента выхода Cybertruck в 2023 году.
У Tesla есть этот долгий старт, но мы видим, как другие производители запускают продукты, которые находят отклик и стимулируют своих дилеров к их продаже, - сказала она.
Продажи электромобилей GM могут расти экспоненциально, но они все равно значительно отстают от продаж бензиновых моделей компании. GM использовала свой многоприводный портфель в своих интересах.
Популярность бензиновых версий Chevrolet Equinox и Blazer, вероятно, способствовала продажам электрических моделей, считают аналитики, так как потребители ориентировались на знакомые модели. Chevrolet Equinox EV, запущенный в прошлом году по цене $34,995, продался в количестве 17 420 штук в текущем году. GM продала 12 736 Blazer EV в текущем году, что больше чем 7 234 проданных к июню 2024 года.
Мы всегда стремимся предоставить нашим клиентам больше выбора. Мы сделали правильные инвестиции за последние несколько лет, чтобы вывести на рынок самый широкий портфель автомобилей с внутренним сгоранием и электрический портфель отрасли, - сказала представитель GM Тара Кухнен. Мы гордимся тем, что продолжаем стимулировать инновации здесь, в США.
Джо Лафеир, президент автомобильных исследований в S&P Global Mobility, отметил в февральском заявлении о том, что GM в десятый раз подряд занимает лидирующее место по общей лояльности производителя, что автопроизводитель, имеющий здоровую линейку продуктов, которые привлекают широкий круг покупателей, стимулирует повторные продажи.
Фиорани добавил, что чем больше вариантов у потребителей в целом, тем вероятнее, что они найдут то, что ищут, когда бренды переходят на электрические силовые установки.
У GM есть Cadillac, Chevrolet и GMC, распределенные по ряду сегментов, - сказал Фиорани. Они все еще значительно отстают от Tesla, но предлагают своим клиентам выбор, которого нет у Tesla.
Ущерб репутации
Роль Маска в администрации президента Дональда Трампа, ведущего так называемое Министерство государственной эффективности, привлекла негативные публикации о компании и негативную реакцию клиентов.
DOGE, творение Маска, стал причиной тысяч сокращений рабочих мест в государственном секторе, что в свою очередь было отнесено к вдохновлению массового вандализма автомобилей Tesla на дилерских площадках и общественных парковках. Видео людей, царапающих Tesla, стали вирусными в социальных сетях Instagram и X.
Репортер Detroit Free Press арендовал Tesla в марте для изучения реакций жителей метро Детройта и общения с владельцами Tesla, некоторые из которых поделились, что участие генерального директора в политике добавило стресса к их владению и им советовали вернуть автомобиль.
Полный эффект изменения общественного мнения о Tesla может проявиться позже, добавила Вальдес-Стрити, поскольку потребуется время, чтобы контроверзиальные заголовки ощутимо повлияли на продажи автомобилей. Она сравнила это изменение с потребительским настроением, где привычки потребительского спроса требуют времени для согласования с отчетами о экономической неопределенности.
Что касается данных о привлекательности бренда, Tesla определенно теряет позиции, - сказала она.
Джеки Чарнига пишет о General Motors для Free Press. Связаться с ней можно по адресу jcharniga@freepress.com.
Эта статья изначально появилась в Detroit Free Press: Упадок Tesla открывает дверь для роста электромобилей GM.