Минэкономразвития предложило сдвинуть срок вступления в силу законодательства о платформенной экономике на 1 октября 2026 года, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом обсуждения законодательной инициативы.
Как рассказал "Интерфаксу" собеседник агентства, такое предложение содержится в подготовленном министерством проекте поправок ко второму чтению законопроекта "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации" и законопроекта-спутника к нему, который согласован с Минпромторгом, Роспотребнадзором, ФАС и Рострудом.
Госдума одобрила в пером чтении пакет законопроектов о платформенной экономике 9 июля. Пока предлагаемый срок их вступления в силу - 1 марта 2027 года.
Инициатива направлена на регулирование отношений между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Она вводит такие понятия, как "платформенная экономика" (совокупность имущественных отношений посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) и "цифровая платформа" (информационная система, интернет-сайт, программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие возможность для обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг). Также вводится понятие "посреднических цифровых платформ" (ПЦП): они обеспечивают взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров и сделок, размещения карточек товаров, осуществления оплаты товаров, работ и услуг. Для ПЦП будет создан специальный реестр.
Взаимодействие оператора и партнера станет осуществляться на основании договора между сторонами, при этом сведения о последнем должны проверяться через госреестры или Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Также законопроект устанавливает требования к размещению карточек товаров (в частности, карточки товаров без подтверждения безопасности - маркировки, сертификации или декларации соответствия - не будут публиковаться); к процедуре изменения договоров между операторами и партнерами; к логистической инфраструктуре оператора и взаимодействию с пунктами выдачи заказов.
По словам источника "Интерфакса", поправки ко II чтению также конкретизируют отношения и перечень информационных ресурсов, на которые законопроект не будет распространяться.
Также предлагается дополнительно прописать право партнера ПЦП на обратное требование, если он возместил вред, который был причинен оператором ПЦП третьему. Кроме того, обозначена возможность прописать в договоре оператора и партнера ПЦП обязанность оператора обеспечить потребителю возможность направить товар продавцу - для замены или устранения недостатков - через ПВЗ с использованием логистической инфраструктуры оператора.