17 июля. ФИНМАРКЕТ - Депутатский законопроект о выводе цифровых финансовых активов (ЦФА) на традиционные биржи вызвал разногласия между Минэкономразвития и финансовыми регуляторами, как по концепции, так и по деталям реализации, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы.
По словам собеседника агентства, Минэкономразвития в целом скептически оценивает необходимость вывода ЦФА на организованные торги и просит пояснить экономическую целесообразность соответствующих изменений. При этом предметная дискуссия ведомств касается, в частности, правил распределения цифровых прав между клиентами в случае банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг.
Спор о ЦФА за пределами блокчейна
Сейчас ЦФА выпускаются в рамках закрытых информационных систем, зарегистрированных в реестре ЦБ. Эмитенты размещают ЦФА на таких платформах через операторов, при этом обращение ограничено пределами конкретной системы: покупатели и продавцы могут совершать сделки только внутри одной платформы, в отличие от традиционного биржевого рынка. Переход ЦФА между различными информационными системами невозможен, что ограничивает их ликвидность. Законопроект (№446411-8), внесенный группой депутатов и сенаторов, предлагает частично снять эти ограничения, допустив обращение ЦФА на организованных торгах через производный инструмент - "цифровое свидетельство". Это свидетельство представляет собой бездокументарную ценную бумагу, удостоверяющую права на ЦФА. По замыслу авторов, свидетельство должно обеспечить обращение ЦФА в биржевой инфраструктуре. В пояснительной записке подчеркивается, что такой подход позволит обеспечить ликвидность, прозрачность ценообразования, возможность приобретения и отчуждения без изменения привычного для инвестора способа управления инвестициями.
"Из представленных материалов сформировать суждение о необходимости и практической значимости предлагаемых изменений не представляется возможным", - говорится в замечаниях Минэкономразвития.
ЦБ и Минфин в своем обосновании необходимости принятия законопроекта настаивают, что в пояснительной записке представлена аргументированная позиция: выпуск цифровых свидетельств необходим, так как по закону ЦФА сейчас могут обращаться только в тех системах, где были выпущены, это ограничивает их доступ к рынку капитала, мешает привлечению инвестиций и снижает ликвидность.
Цифровые права: делить нельзя обососбить
Вопрос, по которому участникам обсуждения пока не удалось прийти к единой позиции, касается механизмами учета ЦФА в случае возможного банкротства депозитария.
Действующая статья 185.5 закона о банкротстве предусматривает: если на общем счете номинального держателя (депозитария) недостаточно финансовых активов для исполнения требований всех клиентов, активы распределяются пропорционально, в зависимости от доли каждого.
Эта норма применяется к традиционным финансовым инструментам. Законопроект предлагает распространить тот же подход на ЦФА - если депозитарий ведет их учет по аналогии с ценными бумагами, он может агрегировать их в своей системе, и при банкротстве будет действовать принцип пропорционального распределения.
"Если цифровых прав нескольких клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, являющегося депозитарием, объединенных в информационной системе в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг", недостаточно для удовлетворения в полном объеме их требований о передаче всего принадлежащего им имущества, эти цифровые права передаются в количестве, пропорциональном размеру указанных требований", - говорится в законопроекте.
Минэкономразвития выступает против такого подхода. В министерстве считают, что объединение цифровых прав в общий пул при банкротстве противоречит принципу индивидуального учета цифровых прав. "Депозитарий обязан обособить в информационной системе цифровые права, в отношении которых выданы цифровые свидетельства, от иных цифровых прав, принадлежащих депозитарию и его депонентам", - напоминает Минэкономразвития. Это следует из п.5 новой статьи о цифровых свидетельствах на ЦФА.
Банк России и Минфин, напротив, считают объединение допустимым. По их мнению, если цифровые права учитываются в депозитарии аналогично ценным бумагам, их можно объединять, как это уже делается на счетах номинального держателя.
Арест ЦФА
В отзыве правительства, подготовленном Минфином, указывается на поддержку концепции законопроекта, однако замечания сосредоточены на ситуации банкротства держателя ЦФА. Подчеркивается необходимость доработки норм, касающихся исполнительного производства при их взыскании.
"Поскольку в действующем законодательстве об исполнительном производстве отсутствуют положения, регламентирующие порядок реализации цифровых прав должника в рамках принудительного исполнения, необходимо дополнить законопроект соответствующими положениями", - говорится в проекте заключения.
В частности, дополнительной проработки требуют вопросы, связанные с тем, какие именно цифровые права могут быть объектом взыскания, а также порядок их ареста. Необходимо определить механизмы взаимодействия между судебным приставом, депозитарием (осуществляющим учет цифровых прав) и оператором информационной системы, в которой такие права учитываются. Это включает получение информации о наличии и движении цифровых прав, направление требований об ограничении прав должника, а также порядок зачисления доходов от ЦФА на депозитные счета службы судебных приставов, считают в правительстве.