(Рейтер) - Китайские бренды электромобилей Neta и Zeekr завысили продажи в последние годы, чтобы достичь агрессивных целей, причем Neta сделала это для более чем 60 000 автомобилей, согласно документам, рассмотренным Рейтером, и интервью с дилерами и покупателями.
Компании организовывали страхование автомобилей перед их продажей покупателям, показывают документы, что позволяло им в соответствии с практиками регистрации автомобилей в китайской автомобильной индустрии рано учитывать продажи, чтобы достичь ежемесячных и квартальных планов, говорят дилеры и покупатели.
Neta оформила досрочные продажи как минимум 64 719 автомобилей с января 2023 года по март 2024 года по этому методу, согласно копиям записей, отправленным дилерам, виденным Рейтером. Это было более чем половина продаж из 117 000 автомобилей, о которых сообщалось за 15 месяцев. О попытках Neta учитывать продажи досрочно ранее не сообщалось.
Zeekr, премиальный бренд электромобилей, входящий в группу Geely, использовал тот же метод для досрочного учета продаж в конце 2024 года в южном городе Сямы через своего основного дилера там, государственное предприятие Xiamen C&D Automobile, согласно дилерам, покупателям и квитанциям о продажах, виденным Рейтером.
Аналитики и инвесторы, отслеживающие автомобильную индустрию Китая, оценивают показатели и запасы с помощью двух наборов данных о продажах. Оптовые цифры, сообщаемые автопроизводителями ассоциации, показывают продажи от производителей дилерам, а данные розничных продаж, собранные из регистрационных записей обязательного страхования гражданской ответственности, показывают продажи конечным пользователям.
Автомобили, учтенные как проданные до того, как попали к покупателю, в китайской автомобильной индустрии называются \"подержанными автомобилями с нулевым пробегом\". Эта практика возникла из острой конкуренции за продажи на крупнейшем автомобильном рынке мира, который страдает от жесткой, многолетней ценовой войны, вызванной хроническим избытком производственных мощностей.
Отрасль стоит перед моментом счета, причем государственные СМИ обвиняют практику продаж подержанных автомобилей с нулевым пробегом, китайское кабинетное правительство обещает регулировать \"неразумную\" конкуренцию, а другие центральные органы правительства устраивают встречи с крупнейшими игроками отрасли, чтобы выразить беспокойство по поводу таких методов.
В субботу издание, выпускаемое Китайской ассоциацией автопроизводителей, сообщило, что министерство промышленности планирует пресечь практику, запрещая перепродажу автомобилей в течение шести месяцев после регистрации продажи.
ФОКУС ГОССМИ
Также в субботу китайские государственные СМИ сообщили, что Zeekr продавал автомобили с уже приобретенной страховкой для завышения продаж, впервые назвав конкретного автопроизводителя в знак того, что китайские власти серьезно относятся к борьбе с этим.
В фронтальной статье газета China Securities Journal, одно из самых важных государственных финансовых изданий Китая, дала интервью покупателям автомобилей Zeekr в городах, таких как Гуанчжоу и Чунцин, которые, по словам газеты, обнаружили, что их автомобили уже были застрахованы перед продажей.
Они заявили, что им отказали в возврате денег, хотя они почувствовали, что их обманули.
Газета выразила сомнения по поводу необычайно высоких продаж Zeekr в городах Шэньчжэнь и Сямы в декабре. Продажи, заявленные на основе записей страхования в Сямы, выросли до 2737 в тот месяц, более чем в 14 раз по сравнению с ежемесячным средним.
China Securities Journal также подняла вопросы о продажах Neta, отметив аномалии. Рейтер впервые сообщает детали о том, как Neta завышала продажи.
Компании Zhejiang Hozon New Energy Automobile, владеющей Neta, и Xiamen C&D не ответили на запросы на комментарий в субботу. Представитель Geely заявил, что \"Geely твердо отвергает отчет, представленный China Securities Journal\". Представитель отказался комментировать выводы Рейтера или предоставить дополнительные подробности.
Zeekr заявила в воскресенье на своем аккаунте в китайской социальной сети Weibo, что упомянутые в СМИ автомобили были для демонстрации в салоне. Она подтвердила, что автомобили были застрахованы обязательным страхованием гражданской ответственности, говоря, что это было для обеспечения безопасности во время демонстрации, и что они были все еще юридически новыми при продаже покупателям.
Компания не непосредственно ответила на вопросы Рейтера о том, учитывала ли она их как розничные продажи. Однако в ее заявлении в Weibo сказано, что она также создала специальную команду для расследования вопросов продаж, поднятых в СМИ, без дальнейших подробностей.
Ли Янвэй, аналитик Ассоциации автомобильных дилеров Китая, заявил в Weibo в субботу, что он считает, что Zeekr и Neta проводили такие практики, чтобы украсить свои финансовые отчеты и достичь своих целей по результатам.
\"Такой способ приукрашивания показателей не рекомендуется\", - сказал он.
ДАВЛЕНИЕ НА ДИЛЕРОВ
В прошлом месяце государственная газета Народный ежедневник, которая часто выражает точку зрения правящей Коммунистической партии Китая, опубликовала редакционную статью, осуждающую продажу подержанных автомобилей с нулевым пробегом на внутреннем рынке и перечисляющую множество вредных последствий, которые эта практика наносит отрасли и покупателям.
В этом месяце четыре ассоциации дилеров, базирующиеся в богатом регионе вдоль реки Янцзы, призвали автопроизводителей установить им более разумные цели продаж и стимулирующие политики, говоря, не предоставив деталей, что дилеров заставляют фальсифицировать продажи.
Neta учла продажи досрочно, оформляя страховые полисы на автомобили перед их отправкой дилерам, согласно данным, предоставленным Рейтеру и дилеру бренда.
В записях содержатся детали для каждого автомобиля и приобретенные на них страховые полисы с указанием имен агентов по страхованию. Дилеры могли обращаться к ним, когда находили покупателя для передачи полиса, согласно копиям, виденным Рейтером. Компания учла досрочные продажи 64 719 автомобилей таким образом.
\"В случае с Neta компания ясно дала понять дилерам, что автомобили застрахованы заранее и, следовательно, учитываются как проданные\", - сказал дилер, выступивший под условием анонимности, опасаясь мер от компании.
\"Нам приходилось объяснять покупателям, что страхование гражданской ответственности является дополнительным и напоминать, что оно истечет раньше и должно быть обновлено вовремя\", - сказал он.
Однако три покупателя Neta, попросившие оставаться неизвестными, рассказали Рейтеру, что дилеры не сообщали им, что полисы начали действовать задолго до даты покупки, узнав об этом только когда полисы истекали.
Дилер сказал, что Neta начала это делать в конце 2022 года, чтобы получить субсидии на электромобили, которые должны были закончиться в том году.
Продажи Neta достигли пика в 2022 году, когда он был признан восьмым крупнейшим производителем новых электромобилей в Китае с продажами 152 000 автомобилей. Продажи упали в прошлом году до 87 948 автомобилей, включая 23 399 экспортируемых, и в первом квартале 2025 года продано 1215 автомобилей, согласно данным от Китайской ассоциации автопроизводителей.
Бренд оказался в финансовых затруднениях с конца 2024 года, и его владелец, Zhejiang Hozon New Energy Automobile, начал процедуру банкротства в Китае в прошлом месяце, согласно государственным СМИ.
'ПРОСТО СДЕЛАЙ'
Zeekr, который приватизируется Geely Auto, учитывал продажи с помощью Xiamen C&D, управляющего дилерскими центрами Zeekr и других брендов.
Xiamen C&D оформил страховые полисы автомобилей на имена двух дочерних предприятий в декабре, позволяя Zeekr учесть продажи до конца года, согласно четырем дилерам и двум покупателям, а также квитанции, предоставленной Рейтером.
Дилеры Zeekr продали некоторые автомобили в последующих месяцах покупателям в других городах, таких как Пекин и Чунцин, сообщили источники.
\"Продавец Zeekr сказал, что автомобиль будет на 3000 юаней ($420) дешевле, чем автомобиль из магазина, и я также получу купон на зарядку на сумму 10 000 юаней\", - сказал покупатель в другом южном городе. Он отказался называть себя, опасаясь мер со стороны автопроизводителя.
China Securities Journal сообщила, что большинство владельцев, с которыми она говорила, сказали, что их автомобили застрахованы Xiamen C&D и его филиалами.
Рейтер не смог определить, сколько из продаж Zeekr в Сямы в декабре были учтены досрочно.
Данные Ассоциации автомобильных дилеров Китая показали, что 2508 из 2737 продаж Zeekr в С