Apple и Google обладают эффективной дуополией на своих мобильных платформах и могут быть вынуждены открыть их для большей конкуренции, заявила британская антимонопольная служба.
Комиссия по конкуренции и рынкам объявила о предложениях наделить стратегическим статусом рынка американских гигантов технологического сектора на своих мобильных платформах, что может привести к изменениям, которые будут полезны для потребителей, бизнеса и разработчиков приложений.
Согласно новым правилам, которые недавно вступили в силу, компаниям с таким статусом могут быть наложены требования по поведению, способствующие конкуренции для британских компаний и выбору для потребителей.
Регулятор определил целевые и пропорциональные возможные действия для каждой компании с целью улучшения конкуренции среди магазинов приложений, так называемой интероперабельности, выбора для потребителей и услуг искусственного интеллекта (ИИ).
Apple и Google обе высказались против предложения наделить их платформы специальным статусом, но группа потребителей Which? заявила, что это в конечном итоге должно привести к большему разнообразию и инновациям для потребителей.
Ранее проведенное рыночное исследование CMA за 2021 год показало, что Apple и Google доминировали в мобильных экосистемах по операционным системам, магазинам приложений и веб-браузерам.
Это означает, что обе компании находятся в позиции эффективного установления правил по тому, как работают мобильные браузеры на их устройствах.
По данным CMA, около 90% до 100% мобильных устройств в Великобритании работают на мобильных платформах Apple или Google.
Сара Карделл, генеральный директор регулятора, сказала: Мобильные платформы Apple и Google имеют стратегическое значение для экономики Великобритании и играют важную роль в нашей жизни, от банковского дела и шоппинга до развлечений и образования.
Но наше расследование на данный момент выявило возможности для большего разнообразия и инноваций.
Она добавила, что необходимо действовать быстро.
Время играет ключевую роль, так как антимонопольные органы и суды по всему миру принимают меры на этих рынках, и важно, чтобы Великобритания не оставалась позади, - сказала она.
Потенциальные меры, предложенные CMA, включают действия по магазинам приложений, сделав процесс проверки приложений более справедливым и прозрачным для разработчиков и позволяя владельцам смартфонов обходить магазины приложений для совершения покупок.
CMA также намерена предоставить разработчикам приложений интероперабельный доступ к функциям Apple, чтобы они могли создавать конкурентоспособные продукты и услуги.
Также планируется решить ограничения, которые Apple налагает на цифровые кошельки, чтобы другие финтех-компании могли конкурировать, а также обеспечить непрерывное подключение смарт-часов и гарнитур к мобильным устройствам.
Однако CMA отказалась от некоторых мер, таких как принудительное разрешение Apple на использование альтернативных магазинов приложений.
Представитель Apple заявил: Мы обеспокоены, что правила, которые сейчас рассматривает Великобритания, могут подорвать конфиденциальность и защиту, на которые наши пользователи привыкли рассчитывать, затруднять нашу способность к инновациям и заставить нас предоставить нашу технологию бесплатно иностранным конкурентам.
Мы продолжим взаимодействовать с регулятором, чтобы убедиться, что они полностью понимают эти риски.
Google назвал предложение разочаровывающим и необоснованным.
Оливер Бетелл, директор по конкуренции в Google, заявил, что мобильная платформа и продукты компании являются открытыми исходными кодами, предлагая выбор, безопасность и инновации для пользователей.
Мы оцениваем, что Android спас разработчиков более миллиона дней, которые они иначе потратили бы на адаптацию к различным моделям работы для каждого смартфона, - сказал он.
Поэтому важно, чтобы любое новое регулирование было основано на доказательствах, было пропорциональным и не стало препятствием для роста в Великобритании.
Компании могут представить свои аргументы CMA в течение следующего месяца, и ожидается, что CMA примет окончательное решение к 22 октября.
Росио Конча, директор по политике и защите прав потребителей, заявила: Which? поддерживает это мероприятие с целью стимулирования конкуренции среди бизнеса, что должно привести к большему разнообразию и выбору для потребителей.