Последствия участия Илона Маска в политике год назад все еще отражаются на его бизнесе Tesla, так как как продажи и прибыль снова резко снизились в последнем квартале.
Автомобильная компания, которая уже месяцами сталкивается с бойкотами, заявила в среду, что выручка снизилась на 12%, а прибыль упала на 16% за три месяца, закончившихся в июне, поскольку покупатели продолжают держаться в стороне.
Перцепция Илона Маска, главного исполнительного директора, утратила привлекательность бренда, который когда-то был популярным и успешным в автомобильной отрасли, - написал аналитик Forrester Дипанджан Чаттерджи в электронном письме.
Tesla - это токсичный бренд, который невозможно разделить от его лидера.
Ежеквартальная прибыль электромобильной, батарейной и робототехнической компании снизилась до 1,17 миллиарда долларов (865,8 миллиона долларов) или 33 цента на акцию, с 1,4 миллиарда (1,03 миллиарда) или 40 центов на акцию.
Это уже третий квартал подряд, когда прибыль упала. По скорректированным данным, компания заявила, что заработала 40 центов на акцию, соответствуя прогнозам Уолл-стрит.
Выручка снизилась с 25,5 миллиарда (18,8 миллиарда) до 22,5 миллиарда (16,6 миллиарда) в апреле-июне, немного превысив прогнозы Уолл-стрит.
Акции Tesla упали на 3% в после часовую торговлю.
Г-н Маск провел конференц-звонок по финансовым результатам компании, говоря меньше о продажах автомобилей и больше о роботакси, программном обеспечении для автоматизированного вождения и робототехнике, которые, по его словам, являются будущим компании. Однако эти бизнесы пока не реализовались, и разрыв между обещаниями и прибылью стал очевидным во втором квартале.
Похоже, что управление теперь сосредоточится на роботакси и отойдет от роста поставок, - сказал аналитик Morningstar Сет Голдштейн, относясь к продажам автомобилей.
Большая проблема заключается в том, что потенциальные покупатели, не только в США, но и в Европе, все еще сомневаются в покупке Tesla.
Г-н Маск отчуждает многих на рынке автомобилей в Великобритании, Франции, Германии и других странах, поддерживая крайне правых кандидатов на посты в континентальных странах. И другие производители электромобилей, такие как китайская BYD и немецкая Volkswagen, воспользовались слабостью, отнимая рыночную долю.
Tesla начала внедрение платной услуги роботакси в Остине, штат Техас, и надеется в скором времени представить безводные такси в нескольких других городах. Г-н Маск заявил, что ожидает иметь сотни тысяч такси на дорогах США к концу следующего года.
На после-доходном звонке г-н Маск сказал, что сервис будет доступен, возможно, для половины населения США к концу года - это по крайней мере наша цель, при условии регуляторного одобрения.
Он добавил: Мы очень осторожны. Мы не хотим рисковать.
Тестовый запуск в Остине в основном прошел без сбоев, хотя были несколько тревожных инцидентов, например, когда роботакси поехало по полосе, предназначенной для встречного движения.
Однако с автономными такси миллиардер, который изменил ход космической гонки и производства электромобилей, сталкивается с жесткой конкуренцией. Доминирующий поставщик сейчас, Waymo, уже в нескольких городах и недавно зарегистрировал свою десятомиллионную платную поездку.
Тем временем грозят и другие угрозы. Новый федеральный бюджет, принятый Конгрессом, устраняет налоговый кредит в размере до 7500 долларов (5522) при покупке электромобиля.
Он также устраняет штрафы для производителей автомобилей за превышение норм выброса углерода. Это угрожает бизнесу Tesla по продаже своих кредитов на выбросы традиционным автопроизводителям, которые регулярно нарушают нормы выбросов.
Tesla получила 439 миллионов (328 миллионов) от продажи кредитов, что существенно меньше, чем 890 миллионов (658 миллионов) год назад.
Мы находимся в этот странный период перехода, когда мы потеряем множество стимулов в США, - сказал г-н Маск, предсказывая несколько сложных месяцев, возможно, до июня следующего года.
Однако он добавил: Как только мы достигнем автономии в масштабе во второй половине следующего года, в любом случае к концу следующего года, я буду удивлен, если экономика Tesla не будет очень привлекательной.
Компания сейчас планирует представить более дешевую модель на рынок в последние три месяца года. Ранее Tesla заявляла, что это произойдет к июню этого года.
Г-н Маск также сказал, что ожидает регуляторного одобрения для внедрения своего так называемого программного обеспечения полного автопилота в некоторых частях Европы к концу года.
Он ранее ожидал, что это произойдет к марту этого года. Эта функция, доступная в США, называется ошибочно, поскольку это только функция помощи в вождении.
В бизнесе роботов г-н Маск сказал, что ожидает взрывной рост при увеличении производства своих гуманоидных помощников Optimus до 100 000 в месяц через пять лет.
Мы перейдем из мира, где роботы редки, в мир, где они так обычны, что вы даже не будете поднимать голову, - сказал он.
Отвечая на вопрос о том, хотел бы ли он иметь больше, чем его нынешний 13% пакет акций в Tesla, чтобы сохранить контроль, г-н Маск сказал, что хочет больше, но не слишком много.
Я думаю, что мой контроль над Tesla должен быть достаточным, чтобы обеспечить его правильное направление, - сказал он, - но не так много контроля, чтобы меня не могли выбросить, если я сошел с ума.
Валовая прибыль за квартал, показатель прибыли на каждый доллар выручки, снизилась с 17,2% до 18% по сравнению с предыдущим годом.
Одним из ярких моментов квартала стало что-то далекое от автомобилей и роботов: инвестиции компании в биткоин. Эта ставка принесла 284 миллиона (210 миллионов) бумажной прибыли по сравнению с убытком в предыдущем квартале.